TEMP:04●03●17-04●03●39
3.3. Четыре группы левитов (04;03:17-03:39)
(17) И вот сыны Леви по именам их: Гершон, Кеhат и Мерари.
(18) И вот имена сынов Гершона по семействам их: Ливни и Шими.
(19) И сыны Кеhата по семействам их: Амрам и Йицhар, Хеврон и Узиэль.
(20) И сыны Мерари по семействам их: Махли и Муши; вот семейства Леви по родовому дому их.
(21) От Гершона: семейство Ливни и семейство Шими; вот семейства Гершона.
(22) Всех мужчин, исчисленных от одномесячного возраста и выше, было семь тысяч пятьсот.
(23) Семейства Гершона должны стоять станом позади Скинии, на запад.
(24) А князь родового дома Гершона - Эльясаф, сын Лаэля.
(25) И у сынов Гершона в хранении при Скинии откровения: Скиния и шатер, покров его и завеса входа Скинии откровения,
(26) И завесы двора, и полог входа во двор, который вокруг Скинии и жертвенника, и веревки для всего устройства ее.
(27) А от Кеhата семейство Амрама и семейство Йицhара, и семейство Хеврона, и семейство Узиэля; вот семейства Кеhата.
(28) По счету всех мужчин, от одномесячного возраста и выше, восемь тысяч шестьсот, чтобы нести службу в святилище.
(29) Семейства сынов Кеhата должны ставить стан свой сбоку Скинии, к югу.
(30) А князь родового дома для семейств Кеhата - Элицафан, сын Узиэля.
(31) В хранении же у них ковчег и стол, и светильник, и жертвенники, и священные сосуды, которыми совершают служение, и завеса, со всем устройством их;
(32) А начальник над начальниками левитов - Элазар, сын Аарона, священника; под его надзором те, кто выполняют работы в святилище.
(33) От Мерари семейство Махли и семейство Муши; вот семейства Мерари.
(34) Исчисленных всех мужчин, от одномесячного возраста и выше, – шесть тысяч двести.
(35) А князь родового дома для семейств Мерари -Цуриэль, сын Авихаила; сбоку Скинии они должны ставить стан свой, к северу.
(36) А обязанность сынов Мерари – надзор за брусьями Скинии и засовами ее, и столбами ее, и подножиями ее, и за всеми вещами ее со всем устройством их;
(37) И за столбами, которые вокруг двора, и подножьями их, и кольями их, и веревками их.
(38) Перед Скинией к востоку, перед Шатром откровения к восходу, становятся Моше и Аарон и сыны его, и охраняют службу святилища для предостережения сынов Израиля; посторонний же, который приблизится, предан будет смерти.
(39) Всех исчисленных левитов, которых исчислил Моше и Аарон по повелению Господа, по семействам их, всех мужчин от одномесячного возраста и выше – двадцать две тысячи.
И вот сыны Леви по именам их: Гершон, Кеhат и Мерари: Левитов пересчитывают отдельно по семействам, чего не было при исчислении других колен. Таким образом, в колене Леви есть как бы три «суб-колена» (иногда они напрямую называются «колена» - 4:18) и в дальнейшем они функционируют как самостоятельные единицы, их передвижение происходит отдельно. Вместе с четвертой группой левитов - Моше, Аароном и их семьями - они образуют четыре группы, стоящие с четырех сторон Скинии, в соответствии с четырьмя станами остальных колен.
Таким образом, в Пустыне есть три уровня святости: стан самой Скинии, вокруг него стан левитов, и вокруг них стан остальных колен.
Семейства Гершона должны стоять станом позади Скинии, на запад: Рядом с сыновьями Рахели. Гершон был первенцем Леви, но его лидерство переходит к Моисею и Аарону из сынов Кеhата, - как и в истории с сыновьями Рахели, лидерство которых перешло к Йеhуде.
А князь родового дома Гершона - Эльясаф, сын Лаэля: У каждого из семейств левитов выделен и указан их князь (подобно князьям колен), что подчеркивает самостоятельность семейств.
И у сынов Гершона в хранении при Скинии откровения: Скиния и шатер: Сыновья Гершона переносят завесы Скинии и ее двора.
Семейства сынов Кеhата к югу: Рядом со станом Реувена. Подобно Реувену и Шимону, сыновья Кеhата считают себя обойденными, - поскольку остались простыми левитами, а лидерство получили Моисей и Аарон. Именно тут назревает недовольство, проявившееся позже в мятеже Кораха, в котором участвуют также сыны Реувена.
В хранении же у них сосуды: Они переносят самую важную и священную часть Храма. В отличии от сыновей Гершона и Мерари, которые возили свои части Скинии на повозках, сыны Кеhата переносили храмовые сосуды на руках.
А начальник над начальниками левитов: Элазар, сын Аарона: Вся деятельность левитов происходит под руководством коhенов.
Мерари... должны ставить стан свой к северу, а обязанность сынов Мерари – надзор за брусьями: Мерари, младшее из семей левитов, отвечали за переноску и установку самых тяжелых частей Скинии: брусьев Шатра и двора. Они располагались на север от Скинии, рядом со станом Дана, который составляли сыновья рабынь.
Перед Скинией к востоку, перед шатром соборным, становятся Моше и Аарон и сыны его: Вход в Скинию был с востока, и Моисей с Аароном и их семьями располагались с этой стороны. Рядом с ними находился стан Йеhуды с коленами Иссахара и 3вулуна. Это создавало связь духовного и военного лидерства, а также, как говорит мидраш, способствовало более высокому уровню изучения Торы этими коленами. Позже многие знатоки Торы вышли из их среды.
В связи с таким расположением (Кеhатидов с коленами Реувена и Шимона; Моше и Аарона с коленами Йеhуды, Иссахара и 3вулуна) Мидраш приводит поговорку: «Благо праведному, и благо его соседу! Горе злодею, и горе его соседу!»
Всех исчисленных левитов – двадцать две тысячи: Левиты были самым малочисленным из колен. При подсчете прочих колен числа округлялись до 50, поскольку речь шла о военных отрядах. При подсчете же левитов напротив, дано точное число, что становится очевидно при дальнейшем точном обмене их на первенцев. Однако если сложить приведенную здесь численность трех семейств левитов, то мы получим 7,500 + 8,600 + 6,200 = 22,300, а не 22,000. Традиция сообщает, что оставшиеся 300 человек - это первенцы левитов, которые, будучи первенцами, сами изначально должны были быть призваны к Служению, и потому не могли стать заменой другим первенцам.