TEMP:01●36●12-01●36●12

Материал из Ежевика-Танах
Перейти к: навигация, поиск

47.3. Потомки Эсава и рождение Амалека (01:36:12)

Тимна же была наложницей Элифаза, сына Эсава; и родила Элифазу Амалека.

Тимна же была наложницей Элифаза: Мидраш отмечает, что этот стих трудно согласовать с тем, что Тимна была хорийской княжной (как это следует из стихов 20-22). Как же, в таком случае, она опустилась до того, чтобы стать наложницей Элифаза?

И мидраш объясняет: Тимна поняла, что евреи это великий народ, который непременно добьется успеха, - и поэтому пошла к Аврааму и попросила «сделать ей гиюр», принять в еврейство. Однако Авраам не принял ее, рассудив, что ее соображения слишком прагматичны, она желает присоединиться к удаче в этом мире, а вовсе не стремится служить Всевышнему. Пошла она к Ицхаку, но и тот оттолкнул ее; пошла к Яакову – он также ее не принял. Тогда она сказала: «Пусть лучше я буду наложницей кого-то в доме Авраама, чем царицей среди народов мира». Пошла и стала наложницей Элифаза, сына Эсава, и родила ему Амалека, который притеснял Израиль.

Тимна затаила досаду на то, что Авраам, Ицхак и Яаков ее не приняли, и ее сын от Элифаза унаследовал эту досаду. От отца он перенял еще и неприязнь к Яакову. Из такого сочетания досады и неприязни произошел Амалек, который полон ненависти к Израилю и не может примириться с самим его существованием.

Таким образом, мидраш считает, что рождение Амалека стало следствием слишком жестких требований в вопросах гиюра. И это – важный урок, который мы должны вынести из этой истории.

В то же время, рождение Амалека не следует считать просто случайным следствием ошибки. Его появление было исторической необходимостью. С момента начала деятельности Авраама в мире возникает ощущение, что происходит нечто великое. У многих людей вокруг это вызывает желание присоединиться к избранному народу. Но в некоторых случаях, когда такое стремление не находит позитивный выход – оно находит выход негативный, и рождается Амалек. Поэтому само существование Амалека в мире – это конститутивная, сущностная часть израильской идентичности. Ведь всегда будет существовать (и будет являться главным источником антисемитизма) фрустрация тех, кто хочет быть Израилем, но не может им стать.

Противостояние Израиля и Амалека необходимо для развития мира, для продвижения к эпохе мессианского света, который даст возможность всему человечеству найти форму присоединения к Израилю и к Торе.

Прежде чем переходить к подробному описанию главной линии, истории сыновей Яакова – Писание, как обычно, дает краткое описание теперь уже побочной линии, потомков Эсава.

Фактически на этом моменте – на превращении Яакова в Израиль, а Эсава в Эдом - в Торе заканчивается описание жизни Праотцев. И хотя Яаков-Израиль еще жив, но дальнейший рассказ Торы это, прежде всего, жизнь его детей.