TEMP:01●15●09-01●15●21
21.6. Заключение Завета: ход истории и Земля десяти народов (01:15:09-01:15:21)
(9) И сказал ему: «Возьми Мне трех телок, и трех коз, и трех баранов, и горлицу, и молодого голубя».
(10) И он взял Ему всех их и рассек их пополам, и положил часть каждого против другой; а птиц не рассек.
(11) И спустились коршуны на трупы, но прогнал их Аврам.
(12) И солнце было к заходу, как крепкий сон напал на Аврама; и вот ужас, мрак великий нападают на него.
(13) И сказал Авраму: «Знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет.
(14) Но и над народом, которому они служить будут, произведу Я суд, а после они выйдут с большим имуществом.
(15) А ты отойдешь к отцам твоим в мире, будешь погребен в старости доброй.
(16) Четвертое же поколение возвратится сюда, ибо доселе еще не полна вина эморийца».
(17) И когда зашло солнце и наступила тьма, и вот, печь дымящаяся и пламя огня, который прошел промеж тех половин.
(18) В этот день заключил Господь с Аврамом союз, сказав: «Потомству твоему Я отдал землю эту, от реки Египетской до реки великой, реки Евфрат.
(19)[Земли] Кейни и Кенизи, и Кадмони, (20) И Хети, и Феризи, и Рефаим, (21) И Эмори, и Ханаанея, и Гиргаши, и Иевусея.
В этот день заключил Господь с Аврамом союз: Это Брит бейн hа-бетарим, «Завет Бога с Авраамом, заключенный между рассеченными частями».
И сказал Он Авраму: «Знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет… Четвертое же поколение возвратится сюда: Ранее Бог уже говорил Аврааму о народе из его потомков, но не было объяснено, как будет развиваться этот народ. Теперь же Бог посвящает Авраама в механизм исторического процесса. В этом историческом процессе известия о благе, личном и общенациональном - «отойдешь в старости доброй; и выйдут с большим имуществом», - интегрально соединяются со страданиями и гонениями: будут пришельцами, их будут порабощать и угнетать.
И вот ужас, мрак великий нападают на него: Образы «Завета между рассеченными частями» охватывают многие века, освещая их светом смысла и цели, и вызывают огромное чувство трепета у человека, осознающего свою малость. Этот трепет присущ и Аврааму, поэтому он может воспринять Завет лишь в дремоте: бодрствующее сознание не в силах выдержать напряжение столкновения с величием Истории.
Каждый элемент этого видения содержит в себе символ и пророчество, но мы отметим лишь некоторые из них.
И он взял Ему всех их и рассек их пополам, и положил часть каждого против другой: Начальным действием является здесь рассечение животных, хотя и неполное. Это символ разделения духовной жизненности мира (той самой «реки, вытекающей из райского сада», 2:10) между различными империями, прежде всего между Вавилоном и Египтом, и в дальнейшем развал самих этих империй.
И спустились коршуны на трупы, но прогнал их Аврам: Евреи же (Авраам) остаются посередине, они как бы проходят между рассеченными цивилизациями, отгоняя коршунов от их останков и выполняя задачу их соединения, сплавления в единой печи.
После Вавилонской башни человечество было раздроблено, его рассеченные части необходимо собрать заново, и в этом важнейшая еврейская миссия. В этом смысле Авраам – иври, еврей, он берется доделать работу, не завершенную Эвером. Предназначение Израиля – вернуть народам изначальное единство, собрать разбросанные искры святости и через это дать человечеству вновь обрести связь с Богом.
И вот, печь дымящаяся и пламя огня: Позже в тексте Торы (Втор. 4:20) именно Египет называется кур hа-барзель, «горнило железное» для выплавки и очистки золота. Пройдя через печь Египта, потомки Авраама станут способны к восприятию Божественного слова, поднимутся над природой, смогут унаследовать Страну Израиля и передать Божественный свет всему человечеству.
У изгнания, кроме «выплавки народа», есть и вторая функция (и она реализуется не только в Египте, но и в последующих изгнаниях вплоть до наших дней) - собирать «искры святости», разбросанные по всем народам. Соединение этих искр происходит при нашем возвращении в Страну Израиля, и далее их объединенный свет распространяется от Израиля по всему человечеству.
Возьми Мне трех телок, и трех коз, и трех баранов, и горлицу, и молодого голубя: В четырех видах животных, которых Авраам приносит здесь в жертву, традиция видит указание на четыре изгнания, четыре царства, которые в будущем будут властвовать над Израилем: Вавилон, Персия, Греция и Рим (т.е. нынешнее изгнание в страны Запада, которое кончается на наших глазах).
Талмуд говорит: «Три дара дал Всевышний Израилю, и все они приходят через страдания: Тора, Страна Израиля и Грядущий мир». Кажется, что эта идея содержит противоречие: если это дары – то зачем же для их обретения нужны страдания? Однако эти подарки ценны именно тем, что достались через страдания. Если бы они пришли без страданий, то были бы легко утрачены. Получение столь дорогой ценой необходимо для того, чтобы наша связь с ними стала по-настоящему сущностной.
И поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но и над народом, которому они служить будут, произведу Я суд: Если пребывание потомков Авраама в рабстве и их страдания предопределены Свыше - то, может быть, египтяне и не виноваты в том, что притесняли евреев, ведь они, казалось бы, только исполняли Божественную волю? Однако Тора явно говорит нам о суде над притеснителями. Бог дал каждому свободу выбора, и если через тебя в мир пришло зло – ты виноват в этом.
Четвертое же поколение возвратится сюда, ибо доселе еще не полна вина эморийца»: Т.е. эти ханаанские народы еще недостаточно провинились своими преступлениями, чтобы их можно было изгнать.
Это означает, что в дальнейшем изгнание ханаанских народов произошло не потому, что евреи стали достойны получения Страны, но потому, что к этому моменту эти народы стали настолько виновны, что по справедливости их следовало изгнать.
Еврейское право на Страну Израиля существует всегда, независимо от поведения других народов. Однако вопрос о том, имеем ли мы право (а иногда и обязанность) изгонять эти народы из нашей Страны – зависит именно от поведения самих этих народов, от их праведности или греховности.
От реки Египетской до реки великой, реки Евфрат: Т.е. от границ Египта до границ Вавилона. Территориально это от самого восточного рукава «реки Египетской» (вади Эль-Ариш на Синае) до наиболее близкой точки на Евфрате, в районе Дамаска. Мы должны дойти до границ Египта и Вавилона, но не вторгаться к ним.
Таким образом, в понятии «от Нила до Евфрата» заключен не только территориальный, но и духовный смысл: соединение Египетской и Вавилонской цивилизаций. При этом духовное неотделимо здесь от материального: лишь когда Еврейское Государство занимает отведенную ему Всевышним территорию, оно может выполнять свою мировую миссию.
В прошлые эпохи именно таковы были размеры царства Давида и Соломона, и это великое время оставило огромный след в памяти человечества (в частности, в написанных в ту эпоху Псалмах, Песни Песней и Экклезиасте). Однако в последующие времена евреи никогда не владели всей «Страной 10 народов», но лишь «территорией 7 народов», указанных впоследствии (Втор. 7:1).
Таким образом, сущность Завета, заключенного между Богом и Авраамом, состоит в обещании потомства и Страны, через которую благословятся все племена земные. Авраам же принимает на себя служить базой и моделью для формирования этого народа.