TEMP:02●02●15-02●02●22

Материал из Ежевика-Танах
Перейти к: навигация, поиск

4.5. Моисей бежит в Мидьян (02:02:15-02:02:22)

(15) И услышал Фараон об этом деле, и хотел убить Моше, но Моше убежал от Фараона

Фараон услышал не только о том, что Моисей убил надсмотрщика, но и о том, что евреи не признают Моисея «начальником и судьей над нами», а это значит, что убить Моисея можно безнаказанно, волнений не ожидается.

Моисею же теперь нечего делать в Египте – против египетской системы он восстал, а в евреях разочаровался. Это крушение молодости, разрушение надежд. Поэтому Моисей бежит из Египта.

… и остановился в земле Мидьянской, и сел у колодца.

Колодец – традиционное место встречи и место выбора жены39. Моисей решает выбрать себе жену в Мидьяне, чтобы попытаться породить новый избранный народ.

Мидьянитяне – потомки Авраама от Кетуры (Быт. 25:2) и потенциальные наследники его величия. В отличие от потомков Ишмаэля или Эсава (конфликтовавших с Ицхаком и Яаковом), у них нет исторического конфликта с сынами Израиля, поэтому попытка найти взаимопонимание с мидьянитянами естественна для Моисея. Может быть, свободные мидьянитяне станут лучшей базой для создания избранного народа, чем опустившиеся в рабстве евреи? Может быть, именно в Мидьяне сохранилось от Авраама некое Божественное зерно, которое можно прорастить?

(16) А у жреца Мидьянского семь дочерей. И они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего, (17) И пришли пастухи, и отогнали их. Тогда встал Моше и защитил их, и напоил овец их.

Несмотря на то, что Моисей один, в чужой стране, он немедленно вступает в конфликт, когда считает, что кого-то несправедливо обижают. Мы уже отмечали, что в начале рассказа о Моисее Тора демонстрирует нам три типа конфликтов: между евреем и неевреем, между двумя евреями и между двумя неевреями, и Моисей вмешивается в каждый из них. Одно из основных его качеств – стремление защитить невинно притесняемого.

(18) И пришли они к Реуэлю, отцу своему, и он сказал: что вы так скоро пришли сегодня? (19) И они сказали: какой-то Египтянин избавил нас от пастухов и даже начерпал нам и напоил овец. (20) И он сказал дочерям своим: где же он? Зачем вы оставили этого человека? Позовите его, и пусть он ест хлеб. (21) И согласился Моше жить у этого человека; и он выдал за Моше свою дочь Циппору. (22) И она родила сына, и он нарек ему имя Гершом, потому что, сказал он, «поселился я в земле чужой».

Реуэлю, отцу своему: Итро имеет несколько имен, одно из них Реуэль.

Какой-то Египтянин: В момент прихода в Мидьян Моисей остается, по своей культуре и внешнему виду, египтянином.

Пусть он ест хлеб. И согласился Моше жить у этого человека: Первоначально Моисей не возражал когда его приняли за египтянина. Но теперь ситуация меняется: мидьянитяне, потомки Авраама от Кетуры, являются по своей культуре иврим, египтяне же с такими не едят («Ибо не могут египтяне есть с иврим, потому что это мерзость для Египтян», Быт. 43:32). Соглашаясь есть хлеб и жить у Итро, Моше перестает по своему поведению быть египтянином, воссоединяется с линией иврим.

Гостеприимство Итро ассоциируется с принципами гостеприимства Авраама40, т.е. эти люди не только являются потомками Авраама, но и унаследовали его духовные принципы.

Реакция Итро на действия Моисея явно противопоставляется Торой поведению евреев. Когда Моисей убивает египтянина, который притеснял евреев, он слышит: «Кто поставил тебя быть начальником над нами?» Когда же Итро видит, что Моисей защитил его дочерей, он приглашает его к себе в дом, выказывает уважение и благодарность, выдает за него свою дочь. Моисей видит в этом достойный моральный фундамент, на основе которого можно начинать продвижение к святости. Поэтому он соглашается жить у Итро и пасти его овец (как в физическом, так и в духовном плане – руководить его последователями). Итро становится его наставником.

«Поселился я в земле чужой»: с рождением сына Моисей окончательно обосновался в новой стране, закрыл предыдущую страницу жизни и обратился к созданию нового избранного народа из своих потомков41. Жизнь в Мидьяне явилась следующим этапом формирования личности Моисея.