TEMP:01●37●01-01●37●01
НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ (09) «ВАЙЕШЕВ»
Глава 48. Конфликты внутри семьи Яакова
48.1. Четыре завершающих раздела Книги Бытия
Рассказ о детях Яакова занимает четыре последних недельных раздела книги Бытия, и в них чередуются падение и возвышение Йеhуды и Иосифа:
(09) Вайешев - (37:01-40:23) - Сыновья Яакова как индивидуумы - 1.
Падение Йеhуды, рассказ про то, как он не справлялся с задачей руководства еврейским народом.
(10) Микец - (41:01-44:17) - Сыновья Яакова как индивидуумы - 2.
Возвышение Иосифа в Египте
(11) Вайигаш - (44:18-47:27) Сыновья Яакова как прародители колен - 1.
Падение Иосифа перед братьями.
(12) Вайехи - (47:28-50:26) Сыновья Яакова как прародители колен - 2.
Возвышение Йеhуды как основы будущего еврейского царства
Повествование вращается вокруг двух главных еврейских лидеров, Иосифа и Йеhуды, отношения между которыми определяют всю динамику еврейской жизни. Они являются источниками и основой для двух главных мессианских персонажей – «Машиаха из дома Иосифа» и «Машиаха из дома Йеhуды», которые действуют на протяжении дальнейшей еврейской истории, вплоть до сегодняшнего дня. Анализ отношений между ними важен для понимания не только библейской истории, но и сегодняшней израильской государственности.
48.2. Иосиф и категория Йесод в структуре еврейского народа
Среди сыновей Яакова только Иосиф входит в семерку главных личностей, сформировавших душу еврейского народа и имеющих персонализацию на Дереве сфирот, и его сфира это йесод, «основа».
Треугольник хесед, гвура и тиферет (Авраам, Ицхак и Яаков) являет собой уровень эмоций, устремлений; находящийся же под ним треугольник нецах, hод и йесод (Моше, Аарон и Иосиф) – это уровень практики, соотношения с реальностью.
Йесод собирает и концентрирует в себе свет, прошедший через правую, левую и центральную линии Дерева сфирот. Однако йесод это только подготовка к реализации Божественных целей, а реализуются они далее на стадии малхут, соответствующей Давиду, царю из дома Йеhуды.
Йесод, категория Иосифа, является порождением тиферет, категории Яакова. Рассказ об Иосифе и его братьях начинается с подчеркивания этой связи: «Вот порождение Яакова – Иосиф» (37:02). Но Иосиф спускает это качество на уровень практики, соотношения с реальностью.
Яаков в качестве тиферет представляет собой равновесие между хеседом, которую представляет Авраам (стремление отдавать), и гвурой, которую представляет Ицхак (стремление удерживать). Иосиф же, йесод, является проекцией этого равновесия на более низкую ступень практической деятельности, т.е. правильную оценку окружающей ситуации. Если тиферет – это понимание теоретической правильности соотношения давания и удерживания, «что было бы хорошо и правильно сделать», то йесод – это правильная оценка практических возможностей: «что реально возможно сделать для исправления положения».
Центральная линия Дерева сфирот содержит категории, которые уравновешивают между правой экстравертностью, стремящейся давать, и левой интровертностью, стремящейся удержать. При движении сверху вниз они становятся более «практическими». Уровень даат это глубокое понимание другого, принятие его в себя; уровень тиферет это ощущение того, что требуется для другого; уровень йесод – оценка того как именно можно это сделать; а уровень малхут – само действие.
Иосиф в каком-то смысле стоит между праотцами, основателями народа, и их детьми, самим народом. Далее от Иосифа произойдут два колена, а не одно, как от каждого из других братьев. Поскольку основателями колен являются сыновья Иосифа, Эфраим и Менаше, то Иосиф имеет частичные качества Праотца. Это его промежуточное положение между отцом и братьями (при том, что по возрасту он младше их!) является источником постоянного конфликта в семье.
Настоящей жизненной страстью Иосифа является исправление окружающего мира. Он стремится вмешаться во все, что он видит вокруг; и он, в конце концов, весьма удачлив во всем за что берется.
Куда бы Иосиф ни попал, он становится там начальником, распорядителем. В доме у отца он выделен разноцветной рубашкой, и указывает братьям, как правильно жить. Попав в рабство, он немедленно становится управляющим в доме Потифара (39:04). В тюрьме он получает назначение управлять тюрьмой (39:21), а выйдя из тюрьмы, становится начальником над Египтом. В конце концов, ему удается также и исправить братьев. Все это – благодаря его умению править окружающим миром и достигать практического результата, «все удается в руке его» (39:03).
Про Иосифа сказано, что он был красив, что он следил за своей внешностью (39:06), поэтому в европейской литературе его даже называют «Иосиф Прекрасный». В еврейской же традиции, напротив, за ним закрепилось другое прозвище: «Иосиф-праведник» - и он единственный из всех библейских персонажей, за кем закрепилось такое звание.
Книга Притч (10:25) говорит: цадик йесод олам, «праведник – основание мира». Еврейская традиция понимает этот стих в том смысле, что праведник – это тот, кто осуществляет путь праведности в условиях реального окружающего мира и постоянного столкновения с его проблемами. Иудаизм выдвигает идеал не отшельнической праведности, которая уходит от социума и мирских проблем, но праведность жизненную, праведность действия, умение правильно вести себя в реальном человеческом мире. Соответственно, каббала связывает с праведностью категорию йесод – правильную оценку ситуации, правильные действия в окружающем мире, и это категория Иосифа.
В рамках высшей справедливости Иосиф был продан в рабство за то, что неправильно использовал данные ему силы. Стремясь исправить братьев, он говорит им слова, задевающие их достоинство, обижает их. В результате он попадает в Египет, а потом и в тюрьму. Но все это является для него лишь «курсами повышения квалификации», процессом исправления категории йесод, уроком правильной оценки окружающего мира. Опустившись на самое дно, в египетской тюрьме, Иосиф правильно формирует свою категорию йесод, и далее, освободившись, уже не только успешно справляется с управлением Египтом, но и обретает силы исправить братьев.
Сны Иосифа, в которых братья и вся его семья кланяются ему, являются провиденциальными, он действительно имеет потенциал стать царем. Но в его видении мира есть важная ошибка: он абсолютизирует свое царство, оно представляется ему идеалом устройства еврейского народа. Однако далее, уже к концу книги Бытия, выясняется, что Иосиф не прав, его царство лишь временно, и впоследствии скипетр должен перейти к дому Йеhуды (соответственно, сфира малхут соответствует Давиду, царю из колена Йеhуды). Царство Иосифа является лишь начальной ступенью развития еврейского царства - при том, что эта начальная ступень может реализоваться только через него.
В Иосифе есть еще один важный параметр, необходимый для правильной реализации категории йесод, исправления мира: он бааль hа-халомот, «сновидец» (37:19). Кроме прагматических талантов у него есть сон, греза, мечта. Сон с колосьями представляет нам эту мечту как процветающее земледельческое хозяйство, стремящееся накормить человечество, дать благо для всех. Это учит нас тому, что правильная оценка окружающего мира не может быть построена только лишь на анализе фактов и на голых расчетах, в ней обязательно должна присутствовать мечта, высшая идея и высшая цель.
Лишь мечтатели являются настоящими реалистами.
48.3. Царь-Машиах из дома Иосифа и из дома Йеhуды
Выше мы уже говорили о двух линиях в еврейском народе, идущих от двух жен Яакова/Израиля, от Рахели и Леи.
Иосиф, сын Рахели, а Йеhуда, сын Леи – две центральные линии еврейской истории. Из них происходят два мессианских направления: Машиах сын Йосефа и Машиах сын Йеhуды (далее формирующийся как Машиах сын Давида). В этом плане последние разделы книги Бытия дают нам динамику четырех подходов: сначала Иосиф и Йеhуда предстают как отдельные личности, и далее они постепенно перерастают в свои мессианские направления.
Мы уже обсуждали, что один из аспектов работы еврейского народа в мире состоит в том, чтобы осуществлять тикун, «исправление мира», собирая искры, которые рассыпались вследствие швират келим, «ломки сосудов», и после этого были захвачены клипот, «скорлупой». Процесс собирания искр включает в себя несколько стадий: сначала преодолеть скорлупу, скрывающую божественные искры; далее нужно подсоединиться к искре, «ухватить» ее; и после этого соединить искры в единую сеть, «сосуд», способный их удерживать и воспринимать божественный свет, создающий связь между людьми и Всевышним.
При этом разные части еврейского народа выполняют разные функции в этой работе. Иосиф был человеком, который всю жизнь умел управляться с материальным миром, и это умение является важной национальной чертой, которая в наши дни реализуется, например, в еврейских менеджерах, финансистах, инженерах и деятелях науки. Царь из дома Иосифа (в мессианском плане это Машиах бен Йосеф) организует еврейскую жизнь в области экономики, безопасности, материального благополучия: он царь, отвечающий за «земные потребности». Это важный этап, но работа на этом далеко не закончена. На материальной основе, подготовленной потомками Иосифа, приходят и успешно действуют потомки Йеhуды.
Царство дома Иосифа является предварительным, оно обеспечивает условия для преодоления скорлупы, обеспечивая возможность подсоединения к искре. Но недостаточно раскрыть искры, нужно еще и объединить их в единое целое. Поэтому после царя из дома Иосифа приходит царь из дома Йеhуды/Давида, задача которого – продвижение идеи диалога с Богом и передачи божественного света человечеству.
Царство Иосифа идет впереди, но оно лишь дает евреям возможность существовать, строит государственную форму, - но внутренней жизненностью ее наполняют Йеhуда и Давид.
Когда в древности, после эпохи Судей, еврейский народ стал готов к созданию государства, то первым национальным царем стал Шауль (Саул) из колена Биньямина (т.е. из дома Иосифа), и лишь затем царство перешло к династии Давида из колена Йеhуды. Так и в будущем – сначала должен придти Машиах бен Йосеф, подготавливающий внешние государственные рамки и работающий на преодоление скорлупы для доступа к искрам, – и лишь затем приходит Машиах бен Давид, несущий Божественный свет миру и соединяющий искры в единую систему сосудов святости.
Глава 49. Иосиф – неопытность молодости
49.1. Структура раздела Вайешев
Раздел Вайешев, в котором происходит падение Йеhуды, состоит из трех историй.
(01) Продажа Иосифа. Братья, подозревая Иосифа в намерении вытеснить их из семьи, хотели даже убить его, но Йеhуда предложил продать Иосифа, и братья послушались его.
(02) Отдаление Йеhуды от братьев, его дети, и история с Тамар, которая привела Йеhуду к раскаянию.
(03) Параллельно с этим проходит начало пребывания Иосифа в Египте: жизнь в доме Потифара, истории с его женой, заточение в тюрьму и толкование снов царедворцев Фараона.
49.2. Жизнь в Ханаане и поспешные надежды Яакова (01:37:01)
(01) И поселился Яаков в стране пребывания отца своего, в земле Ханаанской.
И поселился Яаков - стране пребывания отца своего: Мидраш отмечает, что в этом стихе действия Яакова противопоставляются действиям его предков. Йошев, «поселился» – «в стране пребывания (лагур) его отца». Йошев означает поселение постоянное, оседлое, а лагур – временное пребывание; т.е. Яаков поселился там, где его отцы только пребывали. Авраам и Ицхак чувствовали себя в стране неустойчиво, чужаками, а Яаков решил, что теперь все уже по-другому, и что отныне его существование прочно.
Разница глаголов говорит о надеждах Яакова, их можно даже назвать мессианскими, т.е. он относит обещанное Богом избавление к своему возвращению в Страну.
Начальный период еврейской истории определяет Завет между рассеченными частями. Аврааму было предсказано, что его потомки должны быть в изгнании 400 лет, но при этом 400 лет будет также и временем четырех поколений (15:13-16), а ведь это никак не одно и то же. Очевидно, что «400 лет» – это не точная цифра, а символическое и типологическое число (наподобие русского «сорок сороков», которое означает не 40×40=1600, а просто «нечто очень большое»). Типологичность числа 4 и его производных вообще часто проявляется – например, в многократных «и покоилась земля сорок лет» (Суд. 03:11, 08:28; 05:31). Число 4 по своей сути связано с историческими периодами, - соответственно «400 лет рабства» означает не число годов, а «рабство на 4 эпохи».
С точки зрения Яакова эти четыре эпохи являются четырьмя сменами поколений («четвертое поколение вернется сюда» – 15:16), и они уже завершились: первое поколение – это Авраам, второе Ицхак, третье сам Яаков, а дети Яакова – как раз четвертое. И Яаков поэтому полагает, что его возвращение с детьми в Страну Израиля означает свершившееся рождение народа и окончание изгнания. Ведь действительно пророчество говорило о народе, произошедшем от Авраама, а семью Яакова и его детей уже можно считать народом.
Мы уже отмечали, что еврейский народ рождался в два этапа – при уходе от Лавана и при выходе из Египта. Яаков, ощутивший окончание первого этапа рождения народа, полагал, что создание народа завершено, трудности закончились и настала геула, период Возвращения и раскрытия мессианского света (который связан со свободной и самостоятельной жизнью еврейского народа в Стране Израиля). В дальнейшем оказалось, что это была только первая геула, «возвращение праотцев», и что за ней последовал следующий этап, изгнание и возвращение сыновей, - но Яаков этого не знал.
Выход семьи Яакова из Вавилона – это рождение в категории «исхода из отца», а выход народа из Египта – рождение в категории «исхода из матери». Т.е. отцом еврейского народа является Вавилон, матерью – Египет, и для достижения единства человечества еврейский народ должен соединить два рукава реки, исходящей из райского сада (02:10–14).