TEMP:01●33●05-01●33●12
43.2. Яаков преклоняется перед Эсавом (01:33:05-01:33:12)
И поднял глаза свои, и увидел жен и детей, и сказал: «Кто это у тебя?» И сказал тот: «Дети, которых Бог даровал рабу твоему».
И подошли рабыни, они и дети их, и поклонились.
Подошла и Лея и дети ее, и поклонились; а потом подошли Йосеф и Рахель, и поклонились.
И сказал: «Что это у тебя за отряд, который я встретил? И сказал (Яаков): «Чтобы найти милость в глазах господина моего».
И сказал Эсав: «Есть у меня много, брат мой; пусть у тебя будет то, что твое».
Но Яаков сказал: «О нет, если я нашел милость в глазах твоих, то прими дар мой от руки моей, за то, что я увидел лицо твое, как увидел лицо ангела, и ты был благосклонен ко мне.
Прими же мой дар, который поднесен тебе, потому что Бог даровал мне, и есть у меня все».
И упросил он его; и тот взял.
Которых Бог даровал рабу твоему: Когда Яаков посылал посланцев к Эсаву, он повелел им: «Так скажите господину моему Эсаву: так сказал раб твой Яаков» (32:5) – и вряд ли можно считать такую форму обращения просто вежливостью. А здесь мы читаем, что Яаков «поклонился (распростерся на земле) семь раз, пока подходил к брату своему». И дело не только в том, что Яаков стремится задобрить Эсава, чтобы избежать столкновения – на самом деле, ситуация сложнее. На это указывает, в частности, то, что когда Эсав отказывается от подарков Яакова, тот отвечает: «Нет, прими дар за то, что я увидел лицо твое, как увидел лицо ангела».
Чтобы найти милость в глазах господина моего: Яаков явно переходит все разумные границы вежливости, его отношение к Эсаву настолько подобострастно, что вызывает у нас недоумение. Причина заключается в том, что он все еще Яаков (а не Израиль), и Яаков не просто кланяется Эсаву, он преклоняется перед ним. Обороты, которые использует Яаков: «увидел лицо твое», «чтобы найти милость в глазах господина моего» обычно употребляются в Торе по отношению к Богу, а не к людям. Видимо, Яаков совершенно искренне смотрит на Эсава как на нечто высшее и чуть ли не боготворит его. Он отнюдь не заискивает перед Эсавом и не льстит ему, но на самом деле искренне видит его величие, чувствует, что ему не хватает многого из того, что есть у Эсава. Поведение Яакова связано не со страхом перед Эсавом, но только с трепетом: он боится войти в конфликт со своим великим братом, потому что сам Яаков еще не закончил приобретение качеств Израиля, это имя ему пока еще только обещано.
Я увидел лицо твое, как увидел лицо ангела: Из этих слов мидраш делает вывод, что Яаков боролся именно с ангелом Эсава. Победа над ангелом, т.е. внутренняя победа над Эсавом в себе, очень важна, без нее Яаков не мог бы с Эсавом даже встретиться. Но пока духовная победа не будет воплощена в материальном мире, она еще не реализована и процесс превращения Яакова в Израиля еще не завершен.
Хотя преклонение Яакова перед Эсавом, конечно, преувеличено, в нем присутствует важное позитивное ядро. Яаков много чему должен научиться у Эсава (т.е. евреи должны научиться у Западной цивилизации), и курс обучения далеко не закончен. Разумеется, Эсав не праведник; более того, он собирался убить Яакова. Тем не менее Яаков искренне восхищается братом, потому что только восхищаясь он сможет перенять у него те качества, которые необходимы ему для собственного развития.
Осознавая свое несовершенство и отставание от Эсава, Яаков отнюдь не начинает пестовать в себе комплекс неполноценности, что было бы губительно. Напротив, он честно выказывает свое восхищение, и стремится приобрести недостающие качества, имеющиеся у брата.
Пренебрежение культурой Эсава было бы совершенно неправильным подходом. Создание Израиля, т.е. синтез Яакова и Эсава – делается на основе Яакова (а не Эсава) именно потому, что Яаков проявляет желание к такому синтезу и учебе у брата, а Эсав нет. Если же та или иная группа в еврейском народе, как иногда это случается, начинает провозглашать «изоляционизм», утверждая что нам не нужно ничего перенимать от Эсава и восхищаться достижениями чужой культуры - то она рискует вообще не стать Израилем.
Несмотря на преклонение перед Эсавом, Яаков боролся с его ангелом и победил его в самом себе. Но победил - это не уничтожил, наоборот, Яаков нуждается в благословении от побежденного ангела. Яаков стремится не уничтожить силу Эсава, а дойти до правильной ее интеграции в себе – ведь только так он может стать Израилем.
И, в конце концов, дело закончится победой Яакова: Эсав сам уступит ему центральное место в Святой Земле и переселится в Сеир.