TEMP:01●27●01-01●27●01
36.2. Старость и видение Ицхака (01:27:01)
И было, когда Ицхак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал Эсава, старшего сына своего, и сказал ему: «Сын мой!» И тот сказал ему: «Вот я».
Ицхак состарился: «Старость» обычно означает потерю динамики, прекращение развития. Здесь, однако, мы увидим, что даже в старости Ицхак должен будет совершить важное духовное действие по огранке гвуры, и именно это является для него центральным звеном в истории благословений. Успешно справившись с этой задачей, Ицхак не останавливается, а перемещается из Беэр-Шевы в Хеврон (35:27), завершая этим путь Авраама.
Притупилось зрение глаз его: Буквально «ухудшились его глаза от видения». Мидраш поясняет: когда Ицхак лежал связанный на жертвеннике, то раскрылись небеса, их ярчайший свет поразил его глаза, и от видения того великого света они ослабли.
Человек слишком возвышенный и близкий к высшим мирам смотрит далеко вперед, но зачастую плохо различает происходящее рядом с ним.
Неправильно будет думать, что Ицхак, с плохим зрением, просто не понимал, что Эсав его обманывает – разумеется, он знал, что происходило вокруг. Но «знать» и «правильно оценивать последствия» – это разные вещи. Бывает, что и великие праведники ошибались, неверно оценивая потенциал происходящих событий. Однако Ицхак, ошибаясь в отношении конкретно своих сыновей, правильно видел общий высший смысл происходящего – и потому он смог, осознав собственные ошибки, продвинуть и себя, и мир.