TEMP:01●12●06-01●12●07

Материал из Ежевика-Танах
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

19.7. Основание города Шхем (01:12:06-01:12:07)

(6) И прошел Аврам по земле сей до места Шхема, до дубравы Морэ. А ханаанеец тогда был в этой земле.

(7) И явился Господь Авраму и сказал: «Потомству твоему отдам Я эту землю». И построил он там жертвенник Господу, который явился ему.


Отдам Я эту землю: слово зот, «эта» – всегда означает нечто видимое, на что можно указать – т.е. с того места, где находился Авраам, была, видна вся Страна. В районе Шхема таким местом является гора Эйваль (940 м над уровнем моря), которая дает потрясающую точку обзора во все стороны более чем на 100 км. Именно на этой горе почти через пятьсот лет после Авраама, при завоевании Страны, Йеhошуа поставит жертвенник в память о жертвеннике Авраама (Йеhошуа 8:30). Несколько лет назад израильская археологическая экспедиция нашла и раскопала этот жертвенник.

А ханаанеец тогда был в этой земле: Описывая, как Авраам приходит в Страну, Тора сразу говорит о том, какой народ властвует в ней - т.е. ситуация на момент описываемых событий противопоставляется обещанию Бога «потомству твоему отдам Я эту землю». Это означает, что вопрос о национально-государственной власти в Святой Земле является весьма существенным с Божественной точки зрения.

И прошел Аврам по земле сей до места Шхема: Не сказано «до Шхема», но «до места Шхема». Видимо, к моменту прихода туда Авраама города Шхема еще не существовало, это было место будущего Шхема.

Потомству твоему отдам Я эту землю: Здесь Авраам получает новое пророчество, более жестко очерчивающее область его деятельности. Вначале, когда Бог сказал Аврааму: «…сделаю тебя народом великим» (12:2), – Авраам еще мог подумать, что основой этого народа могут стать его ученики; возможно, он даже мог бы считать их «приемными детьми». Поэтому Авраам, хотя и идет в Ханаан по указанию Бога, берет при этом с собой «приобретенные души», собираясь создать народ из них, т.е. надеется на интеграцию его собственных планов и указаний Бога. Но теперь Бог говорит ему уже более определенно, и это означает, что народ будет построен на базе потомства Авраама, а не на базе его учеников. Поэтому далее (12:8) мы видим, что Авраам продолжает путь лишь со своей семьей.

По-видимому, Авраам оставил своих учеников здесь. И если города Шхема до тех пор не существовало, - то, вероятно, ученики Авраама и основали его в этом месте. Они остались жить в Шхеме и стали далее развиваться сами, без влияния Авраама. Понимание того, что Шхем был построен и населен учениками Авраама, выходцами из Вавилона, - очень существенно для анализа дальнейшей истории, разворачивающейся в этом месте.


19.8. Вавилон и Египет

Две плодородные области и две великие цивилизации, Вавилон и Египет – находятся с двух сторон от Страны Израиля и неразрывно связаны с ней на протяжении всей древней эпохи. Мы видим попеременные еврейские «исходы» из них. Авраам вышел из Вавилона, побывал в Египте и вышел из него. Яаков уходит в Вавилон к Лавану и возвращается от него в Ханаан, а в конце жизни спускается с семьей в Египет. Через несколько столетий еврейский народ осуществляет Исход из Египта. А еще через много веков происходит Вавилонское пленение и выход из него. И на следующем витке истории, уже в период античности, Египет и Вавилон становятся главными областями еврейской диаспоры, духовный центр перемещается в Вавилон и там формируется Вавилонский Талмуд. Вся еврейская история в каком-то смысле была подобна маятнику, перемещавшемуся между Египтом и Вавилоном.

Значение Вавилона и Египта как базовых центров культуры человечества отмечено в самом начале Торы, во 2-й главе Книги Бытия, в истории пребывания человека в Райском Саду, - когда, казалось бы, ни о какой географии еще не может идти речь. Тора говорит: «И выходит река из Эдена для орошения Cада, и далее разделяется и образует четыре главных реки. Имя одной Пишон: она обтекает землю Хавилу, ту, где золото; А имя второй реки Гихон: она обтекает землю Куш [Эфиопия]. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она течет на восток от Ассирии. А четвертая река – Евфрат» (2:10-14).

Четыре главные реки символизируют четыре главных направления человеческой культуры, разделяющихся после того, как единая «река вытекает из Сада». Хиддэкэль (Тигр) и Евфрат соединяются в Месопотамии, но при этом первая из рек связана с Ассирией, а вторая – с Вавилоном. Гихон – это Нил, истоки которого обтекают землю Куш (Эфиопию), и она является символом культуры Египта. Четвертая река, Пишон, тоже обычно отождествляется с Нилом (Белый и Голубой Нил).

Страна Израиля находится между Египтом и Вавилоном, и поэтому на протяжении всей древней истории мы находились между этими двумя важнейшими центрами цивилизации, двумя зонами влияния, которые конкурировали друг с другом.

Во времена Праотцев граница зоны влияния проходила по долине Иордана окрестности Мертвого моря (как и Заиорданье) относилось к области влияния Вавилона.

Принципиальное культурное различие между древними цивилизациями Египта и Вавилона состояло в том, что Египет был цивилизацией солнечной, с солнечным календарем, которая впоследствии станет основой для античной греко-римской и христианской цивилизаций, и ее наследие проявляется через Запад, экспансию, рациональность, открытость.

Вавилон же был лунной цивилизацией, с лунным календарем, на базе его наследия будет создана исламская культура, имеющая лунный календарь, и оно проявляется через Восток, мечты, дремы и магию.

Еврейская же цивилизация, с центром в Стране Израиля, лежащей посредине между Египтом и Вавилоном, должна соединить их, интегрировать достижения обоих и исправить их недостатки, и наш календарь – лунно-солнечный.


19.9. Авраам между Солнцем и Луной

Обратимся к мидрашу о преодолении Солнца и Луны, приведенному нами выше (гл. 18.1). Рассуждения Авраама в нем кажутся какими-то детскими и наивными. Посмотрел на Солнце – и решил, что Солнце – это бог; посмотрел на Луну – и решил, что Луна – это бог; а потом решил, что есть Некто, что стоит выше Солнца и Луны. Неужели все так примитивно? Кроме того, здесь говорится, что Авраам вышел из пещеры. Из какой же пещеры вышел Авраам? Почему он вначале жил в пещере?

Чтобы понять этот мидраш, нужно, прежде всего, помнить, что он появился отнюдь не во времена Праотцев, а гораздо позже – во времена Талмуда, и является не записью действительных событий детства Авраама, но особой формой, через которую мудрецы Талмуда доносят до нас свое понимание Торы. И поэтому здесь «пещера» это «платоновская пещера», т.е. метафора, описывающая жизнь в этом мире как пребывание в пещере, где люди могут видеть лишь тени на стене, дающие отдаленное представление об истинной жизни, идущей вовне пещеры.

Авраам, выйдя из такой «пещеры», т.е. осознав неполноту обычных представлений, ищет настоящее содержание мироздания. И что он видит? Есть Солнце, и есть Луна. Конечно, имеются в виду не физические Солнце и Луна, а мир идей, окружающий Авраама: египетская (Солнце) и вавилонская (Луна) цивилизации. Авраам очарован и той, и другой цивилизацией – в том смысле, что в каждой из них он видит нечто для себя важное и существенное. Он понимает, что должен чему-то у них научиться, что-то у них взять – но при этом преодолеть их, подняться ко Всевышнему, управляющему Солнцем и Луной. Поэтому Авраам пытается построить свою монотеистическую концепцию так, чтобы она была связана в определенной степени и с Вавилоном, и с Египтом, взять от них обоих – но потом подняться к истокам той единой реки, которая вытекает из Райского Сада. И вначале, когда Авраам живет в Вавилоне, он, согласно вышеупомянутой агаде, входит в конфликт с Нимродом, царем Вавилона. Авраам считает вавилонскую цивилизацию важной, и именно поэтому он пытается повлиять на царя, побудить его исправить дефекты вавилонской культуры. Однако это кончается неудачей и уходом семьи Тераха из Вавилона.

Рассказывая про монотеистов до Авраама, Ноя, Шема и Эвера, традиция не указывает на их какие-либо конфликты с окружающим их обществом. Они жили своей жизнью, и учили своим идеям лишь желающих. Авраам же был бунтарь, он не мог примириться с окружающим идолопоклонством. После конфликта Авраам уходит из Вавилона и идет в Страну Израиля и далее в Египет, к «солнечной» идеологии. А затем, после конфликта с фараоном, уходит и оттуда, прокладывая своим потомкам путь к Исходу из Египта. Таким образом, Авраам проложил пути для «извлечения искр» из Вавилона и Египта и интеграции их в иудаизм.


19.10. Три еврейские столицы: Шхем, Хеврон и Иерусалим

Динамика взаимоотношений Авраама с Вавилоном и Египтом находит свое отражение также в географии Святой Земли. Вначале Авраам приобрел себе учеников в Харане, находящемся в районе Вавилона, привел их с собой в Страну, а затем оставил их в Шхеме. Т.е. Шхем – это «представитель Вавилона» в Стране Израиля. В будущем Шхем становится городом Иосифа, столицей Самарии, северных колен и Северного (Израильского) царства.

Затем Авраам спускается в Египет и потом выходит из него с новыми сторонниками и последователями. Их он селит (а потом оставляет) в Хевроне – городе, «противоположном» Шхему. Хеврон – это столица Иудеи, южных колен и Южного (Иудейского) царства, и он является представителем Египта в Стране Израиля.

Общая же столица, которая объединяет Шхем и Хеврон – это Иерусалим, находящийся на границе между северными и южными коленами. Оттуда иудаизм распространяется вовне – ибо «Из Сиона выйдет Тора, и слово Господа – из Иерусалима» (Исайя 2:3). Эти три города (две «внутренние столицы» и одна «внешняя столица») были и являются главными городами Страны Израиля в течение всей ее истории.