TEMP:04●15●37-04●15●41
11.7. Заповедь цицит (04:15:37-15:41)
(37) И Господь сказал Моше, говоря:
(38) Говори сынам Израиля и скажи им, чтобы они делали себе кисти-цицит на краях одежды своей, во всех поколениях своих; и сине-голубую нить пусть вставляют в цицит края одежды.
(39) И будет она у вас в цицит, и глядя на нее, вы будете помнить все заповеди Господа и исполнять их, и не будете следовать сердцу вашим и очами вашими, которые влекут вас к блудодеянию,
(40) Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои, и были святы Богу вашему.
(41) Я Господь, Бог ваш, который вывел вас из земли Египетской, чтобы быть вам Богом. Я Господь, Бог ваш.
Чтобы они делали себе кисти-цицит: Называние цицит этимологически связывается со «свисающими (нитями)», или с «выглядывает наружу» - т.к. на цицит важно именно смотреть, поэтому этот стих иногда переводят как «сделайте себе кисти видения».
На краях одежды своей: Важное предназначение одежды (на протяжении всей истории цивилизации) - это позиционирование себя, создание определенного собственного образа и имиджа. Еврейская одежда должна нести (как для самого человека, так и для окружающих) явное послание о стремлении к святости, и эту функцию выполняют цицит.
И сине-голубую нить пусть вставляют в цицит края одежды: Т.е. в целом кисти белые, но в них вставлена особая нить, цвета неба. Белое - это обычная жизнь, и внутри нее есть сине-голубое - стремление к святости. Однако было бы неправильно если бы кисти были целиком небесного цвета - это означало бы установку только на святость, с пренебрежением к обычной жизни. А такая установка не может исправить мир.
Флаг современного Государства Израиля является бело-голубым именно в связи с этими стихами (и исторически возник как подобие талита, молитвенного покрывала с кистями-цицит).
И сине-голубую нить: Точнее, нить цвета тхелет, название которого связано с тахлит, «цель, устремленность». Противоположный ему цвет адом, «красный», понимается в еврейской традиции как цвет материальности (адама, «земля») - и поэтому весь спектр цвета находится от адом до тхелет, от земли до неба, от материальности к устремленности.
Мидраш говорит про этот цвет: «тхелет подобна цвету моря, море подобно небу, небо подобно сиянию сапфира, сияние сапфира подобно Престолу Славы Всевышнего»<ref>Ассоциация на Исх. 24:10.</ref>. Это высказывание развивает цепочку подобий-образов, которые ведут от самого низкого конца мира, от края одежды (конец одежды - самый дальний край человека), через море (бурление окружающей стихии) и небо (ценностные установки обычной жизни), вплоть до Престола Божественной Славы, и дает ощущение присутствие Бога на каждой ступени реальности.
В человеке есть высшая душа, нешама, которая облекается в обычную душу, нефеш, она облекается в тело, которое облечено в одежду, и наконец самое внешнее - нить, которая привязана к краю одежды. Однако даже там, в этой нити - мы декларируем и видим связь с Первоначалом, с Престолом Божественной Славы.
Во всех поколениях своих: Правильная краска для этой нити может быть сделана только из халазона, моллюска определенного вида. Около 600 г. н.э. византийские императоры запретили евреям производство тхелет, объявив, что моллюски-хилазоны нужны им самим для производства пурпура (тхелет и пурпур изготавливаются из одних и тех же моллюсков, но по разной технологии). В течение веков нити цицит делали чисто белыми, и технология производства тхелет была утрачена. Однако в последние десятилетия, с восстановлением еврейской жизни в Стране Израиля, тхелет был восстановлен. Это восстановление признано еще не всеми раввинами (и большинство даже сегодня продолжает надевать чисто белые цицит), но постепенно оно охватывает все больше евреев, причем продвижение идет именно снизу, в самом народе.
И нить тхелет: Традиция считает, что в названии тхелет указывается не только цвет нити, но и ее материал - а именно, она должна быть сделана из шерсти. Это означает, что если одежда сделана изо льна, и ее белые нити в цицит тоже из льна - нить тхелет все равно должна быть из шерсти, т.е. на цицит не распространяется заповедь шаатнез – запрет соединять в одежде нити шерсти и льна (Втор. 22:11). Шерсть – это скотоводческое и еврейское, лен – это земледельческое, египетское. Поэтому запрет шаатнез означает не смешивать еврейское и египетское, скотоводческое и земледельческое.
У коhенов в Храме, при этом, шерсть и лен соединялись в одежде - т.е. на уровне обычной жизни такое смешение запрещено, а на уровне святости Храма разрешено. Также в Храме нет субботних запретов на огонь, в субботу подкладывают дрова в огонь на жертвеннике. Это указывает нам на то, что в высшем мире есть единство, при том что в нижнем мире необходимо разделение. Такой двойственный взгляд - что в корне вещей есть соединение, а на поверхности разделение - углубляет наше понимания устройства мироздания. Если мы не будем осознавать, что в корне вещей есть соединение, - то решим, что мир вокруг нас черно-белый, и вместо монотеизма сдвинемся к дуализму. А если мы, наоборот, забудем, что вещи в реальной жизни должны быть разделены - то приведем к разрушению мира, подобно преждевременному съедению плода с Дерева Познания добра и зла.
Поскольку соединение шерсти и льна есть и в Храме, и в цицит (потенциально) - то цицит можно также воспринимать как некоторое указание на Храм, привязанное к краям одежды.
И будет она у вас в цицит, и, глядя на нее, вы будете помнить все заповеди Господа и исполнять их: Поскольку будете осознавать смысл заповедей как инструмент продвижения к святости.
И не будете следовать сердцу вашим и очами вашими: Это связывает цицит с историей разведчиков, которые были посланы, «чтобы исследовать землю» (здесь тот же глагол латур, «следовать, исследовать»). Разведчики решили следовать «своим сердцу и глазам», вместо того чтобы ориентироваться на высшую цель, и цицит служат для исправления этого.
Тора говорит о цицит в серии заповедей-утешений, связанных со Страной Израиля, - потому что именно там возможна естественная жизнь, внутри которой имеется святость. В цицит есть идея связывания воедино природного и над-природного, а в Изгнании, это разделено, там природное не относится к области святости, а святость имеет вне-природный характер. Поэтому в галуте небесно-голубое не может быть связано с белым, а кисти цицит были полностью белыми, и лишь при возвращении в Страну Израиля они постепенно обретают свой правильный цвет.
Сердцу вашим и очами вашими, которые влекут вас к блудодеянию: Отказ разведчиков от завоевания Страны, согласие жить с другими странами уподобляется здесь блуду.
Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои, и были святы Богу вашему: Заповеди важны не сами по себе, но как инструмент для продвижения к святости. Именно такое отношение к заповедям даст основу для правильного их соблюдения.
Я Господь, Бог ваш, который вывел вас из земли Египетской, чтобы быть вам Богом: Цель Исхода - в установлении прямой связи с Богом.
Я Господь, Бог ваш, который вывел вас... Я Господь, Бог ваш: Это повторено дважды - чтобы подчеркнуть, что теперь это будет уже независимо от того, хотите вы или нет. Здесь есть элемент принуждения, но с поколением Пустыни иначе было невозможно.