TEMP:01●41●46-01●41●52

Материал из Ежевика-Танах
Версия от 19:25, 22 июля 2015; Марк (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

54.7. Иосиф собирает урожай и рождает детей (01:41:46-01:41:52)

(46) А Йосефу было тридцать лет, когда он предстал пред лицо Фараона, царя Египетского. И вышел Йосеф от лица Фараона, и прошел по всей земле Египетской.

(47) И произвела земля в семь лет урожая из стебля по горсти.

(48) И собрал он все съестное семи лет, которые были в земле Египетской и положил съестное в городах; съестное с полей окрестности каждого города положил он в нем.

(49) И скопил Йосеф зерна весьма много, как песку морского, до того, что перестал и считать, ибо не стало счета.

(50) И у Йосефа родились два сына до наступления года голода, которых родила ему Аснат, дочь Поти-Фера, жреца Она.

(51) И нарек Йосеф имя первенцу Менаше, потому что «Бог дал мне забыть все мое мучение и весь дом отца моего».

(52) А другому нарек имя Эфраим, потому что «Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего».

А Йосефу было тридцать лет, когда он предстал пред лицо Фараона: Хронология биографии Иосифа такова: в 17 лет он был продан в рабство, год провел у Потифара, в 18 лет он брошен в тюрьму, 10 лет он пробыл в тюрьме до разгадки снов царедворцев Фараона, и теперь, еще через два года, Иосифу 30 лет.

И произвела земля в семь лет урожая из стебля по горсти. И собрал он все съестное семи лет, которые были в земле Египетской: Создается впечатление, что очень обильный урожай позволил Иосифу собирать «все съестное» – т.е. гораздо больше, чем та пятая часть урожая, о которых он говорил Фараону сначала.

Съестное с полей окрестности каждого города положил он в нем: Мидраш считает, что создание складов вблизи от того места, где зерно выросло, способствовало его сохранности, и видит в этом установлении проявление управленческих способностей Иосифа.

И скопил Йосеф зерна весьма много, как песку морского: Т.е. Иосиф получил не только почти неограниченную власть, но и материальные ресурсы для реализации своей дальнейшей радикальной программы переустройства Египта.

И у Йосефа родились два сына до наступления года голода: Сыновья Иосифа рождаются на фоне изобилия, и он воспринимает их как часть успеха.

Менаше, потому что «Бог дал мне забыть все мое мучение и весь дом отца моего» ... Эфраим, потому что «Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего»: Судя по этим именам, Иосиф хочет психологически отдалиться от всего своего прошлого, и такая позиция часто наблюдается у евреев галута в разгар успехов.

Имя Менаше образовано от корня наша, «предавать забвению», «забывать». Иосиф, назвав так сына, как бы заявил «как замечательно, что я ушел из отцовского дома и забыл о нем». Этим он проявляет свою глубокую обиду на оставленную семью – ведь он говорит «забыть мучения и весь дом отца», а не просто «мучения в доме отца».

Второго сына Иосиф называет Эфраим, от пара, «плодиться», потому что «Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего». Т.е. «когда я ушел от отца и от семьи, то, хотя по ходу дела и были страдания, теперь все стало у меня удачно, плодовито и хорошо».


54.8. Почему Иосиф не сообщил о себе отцу?

И все-таки, несмотря на обиду, почему Иосиф не сообщает о себе отцу? Пусть он не мог сделать это сначала, когда был рабом или сидел в тюрьме – но ведь потом он управляет Египтом семь лет сытости. Почему Иосиф не удосужился все это время послать отцу весточку о том, что жив?

Есть два объяснения действий Иосифа в этой ситуации. Первое (его приводит Нахманид) утверждает, что Иосиф все время помнил про свои сны и понимал, что его возвышение не может быть случайным. Поэтому он был уверен, что сны обязательно реализуются, братья обязательно придут, и заранее им ничего не надо сообщать – а когда они придут сами, тогда и надо будет заняться их перевоспитанием. И действительно, как мы увидим впоследствии, если бы Иосиф сообщил семье, что жив – он не смог бы позже воздействовать на братьев. Нахманид считает, что Иосиф хотел раскаяния и исправления братьев и их последующего участия в переустройстве Египта, а для этого он не должен был раскрываться раньше времени.

В соответствии с другим объяснением, Иосиф не хотел сообщать о себе отцу потому, что действительно намеревался разорвать связь с семьей. Он считал отца причастным к поступку братьев. Действительно, сам он был тогда наивным 17-летним юношей – но разве отец не понимал, что нельзя посылать его к братьям? А может быть, отец даже и был в сговоре с ними? Согласно этому мнению, Иосиф и далее вовсе не намеревался перевоспитывать братьев, он хотел только оторвать от них Биньямина, опасаясь, что они захотят погубить также и его. Такой подход предполагает, что Иосиф забыл свои сны и вообще не ждал братьев, а вспомнил обо всем только когда они пришли в Египет. В таком случае встреча с братьями способствовала не только их исправлению, но и исправлению самого Иосифа.

Эти два подхода не обязательно должны быть взаимоисключающими. Вполне возможно, что второй мотив был установкой Иосифа на уровне сознания, а первый – присутствовал подсознательно.