TEMP:01●41●17-01●41●37

Материал из Ежевика-Танах
Версия от 18:05, 22 июля 2015; Марк (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

54.3. Истолкование сна Фараона (01:41:17-01:41:37)

(17) И Фараон сказал Йосефу: мне снилось: вот, стою я на берегу реки.

(18) И вот, из реки выходят семь коров тучных плотью и хороших видом; и паслись на лугу.

(19) И вот, семь коров других выходят за ними, худых и очень дурных видом и тощих плотью; я не видывал подобных во всей земле Египетской, по худобе. (20) И коровы тощие и худые съели семь прежних коров тучных.

(21) И вошли те внутрь их, но не приметно было, что они вошли внутрь их, а вид их был невзрачен, как и сначала. И я проснулся.

(22) И еще видел я во сне: вот, семь колосьев всходят на одном стебле, полных и хороших.

(23) И вот, семь колосьев засохших, тонких, опаленных восточным ветром, вырастают за ними.

(24) И колосья тонкие поглотили семь колосьев хороших. И я рассказал это волхвам, но никто не изъясняет мне.

(25) И сказал Йосеф Фараону: сон Фараона один: что Бог делает, то Он возвестил Фараону.

(26) Семь коров хороших – это семь лет, и семь колосьев хороших – это семь лет: это один сон.

(27) И семь коров тощих и худых, вышедших за ними, это семь лет; и семь колосьев пустых и опаленных восточным ветром, это будут семь лет голода. (28) Вот почему сказал я Фараону: «что Бог делает, то Он показал Фараону». (29) Вот, наступают семь лет большого урожая во всей земле Египетской.

(30) И настанут после них семь лет голода; и забудется весь урожай в земле Египетской, и истощит голод страну.

(31) И не узнают того изобилия в стране из-за того голода, который последует, ибо он будет очень тяжел.

(32) А что повторился сон Фараона дважды, это потому, что верно это дело от Бога, и что Бог вскоре исполнит это.

(33) А теперь да усмотрит Фараон мужа разумного и мудрого и поставит его над землею Египетскою.

(34) Да повелит Фараон и назначит надзирателей над землею, и возьмет пятую часть с земли Египетской в семь лет урожая.

(35) И пусть они собирают все съестное наступающих хороших лет, и накопят зерна под ведением Фараона, пищу в городах, и пусть хранят.

(36) И будет эта пища в запас для страны на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, и не погибнет земля от голода.

(37) И понравилось это дело Фараону и всем рабам его.

И сказал Фараон Йосефу: мне снилось: В отличие от самого сна и пересказа его волхвам (41: 7-08), здесь Фараон не указывает на свое чувство, что это были сны об одном и том же.

И сказал Йосеф Фараону: сон Фараона один: Иосиф понимает сам единство сна.

Три момента отличают толкование Иосифом сна Фараона:

  • А что повторился сон Фараона дважды, это потому, что верно это дело от Бога, и что Бог вскоре исполнит это: Он толкует обе части сна как единое целое, объясняя повторение сна как то, что это произойдет скоро и непременно;
  • Что Бог делает, то Он показал Фараону: Он толкует сон в государственном смысле, что отвечает внутреннему чувству Фараона;
  • Да повелит Фараон: Он не только говорит о предстоящей опасности, но и дает план действий для ее преодоления – хотя никто об этом его не просит! Несмотря на огромное расстояние между ними, Иосиф дает советы Фараону, - и это классическое «еврейское нахальство», хуцпа.


54.4. Стабильность Египта и возмущающее влияние снов

Почему египетские волхвы не могут разгадать сон Фараона? Ведь Иосиф дает, казалось бы, совершенно очевидное толкование – сначала еда (коровы, колосья) есть, а потом ее нет. Мы уже упоминали выше эту причину: она в том, что с точки зрения египтян изменения в жизни Египта невозможны. Нил ежегодно разливается, обеспечивая страну едой – это закон природы, и поэтому в Египте голода никогда не было и быть не может.

В Торе мы читаем, что во времена голода в Ханаане в дни Авраама (12:10) и Ицхака (26:01) – в Египте всегда есть еда.

В представлениях волхвов весь Египет базируется на стабильности, постоянстве, абсолютности Нила: эта Река вечно будет орошать страну и давать пропитание.

Стабильность – это оборотная сторона застоя, но Египет не мыслит себя без нее. Еврейская традиция называет Египет «страной рабов», потому что все в ней рабы, даже Фараон – раб при Реке. Поэтому египтянам не свойственны пророческие сны: ведь сон – это мечта, новизна, идеал, желание достичь чего-то невозможного, вырваться из естественного хода вещей. Сны, мечтания – это некая свобода поиска, возможность дальнейших вариантов, и их приносит в Египет (и постепенно заражает ими сановников и Фараона) неугомонный еврей Иосиф. И эти сны говорят об изменениях и призывают к действиям.

Нил с его постоянством является государственно-образующим фактором египетской цивилизации, он превыше всего. Когда Фараон видит в своем сне, как он «стоит над Рекой» (стих 1), то, пересказывая свой сон Иосифу, он не может заставить себя произнести эти слова, «над Рекой», и говорит, что он «стоит на берегу Реки» (41:17.) Фараон не может представить себе человека над природой, он порабощен ею, как и вся египетская цивилизация. Если же во сне Фараон видит себя стоящим над Рекой, это значит, что Река не абсолютна, что ее статус поколеблен. Фараон боится сам себе в этом признаться, и поэтому при пересказе изменяет то, что ему приснилось.