TEMP:01●37●05-01●37●10

Материал из Ежевика-Танах
Версия от 11:38, 21 июля 2015; Марк (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

50.3. Сны Иосифа (01:37:05-01:37:10)

(05) И приснился Йосефу сон, и рассказал братьям своим, и они еще более возненавидели его.

(06) И сказал он им: выслушайте сон этот, который мне приснился.

(07) И вот, мы вяжем снопы среди поля; и вот, поднялся мой сноп и стал прямо; и вот, кругом стали ваши снопы и поклонились моему снопу.

(08) И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? Неужели будешь властвовать над нами? И еще более возненавидели его за сны его и за слова его.

(09) И приснился ему еще сон другой, и он рассказал его братьям своим, и сказал: вот, приснился мне еще сон, что вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне.

(10) И он рассказал отцу своему и братьям своим. И побранил его отец его, и сказал ему; что это за сон, что приснился тебе? Неужели придем я и твоя мать, и братья твои поклониться тебе до земли?

И вот, мы вяжем снопы среди поля: Еще один аспект, который вызывает ненависть братьев: во сне Иосифа все они вяжут снопы, т.е. занимаются земледелием. Но братья отнюдь не земледельцы – они скотоводы!

Мы уже объясняли выше конфликт скотоводов и земледельцев. Земледелие гораздо выгоднее, чем скотоводство, оно дает существенно больше еды – но оно порабощает человека, братья же хотят быть свободными людьми, поэтому они возмущены земледельческими снами про Иосифа.

Иосиф стремится исправить мир, накормить его – и поэтому ему снятся колосья. И не случайно, в конце концов, его продают именно в Египет, который «страна рабов» но при этом еще и житница древнего мира, и именно там он осуществляет свою миссию. Более того, Иосиф, видимо, с самого начала подсознательно стремится в Египет, ибо только там было возможно производство хлеба для всего окрестного мира. Иосиф прибыл в Страну Израиля в возрасте около семи лет, свое беспечное детство он провел в Араме, стране Лавана – поэтому другие страны, «заграница», видятся ему через призму положительного детского взгляда. Братьям же при бегстве из Арама было уже по 12-15 лет, они понимали, что семья их лишь чудом спаслась от гибели, - поэтому они ценили жизнь в своей Стране и опасались покинуть ее.

И еще более возненавидели его за сны его и за слова его: Возненавидели, во-первых, за сам факт: ему снятся сны – а вот им не снятся. И во-вторых, за то, что он эти сны им рассказывает, а значит, сознательно претендует на свое особое предназначение и главенствующую роль в семье.

Неужели ты будешь царствовать над нами ... Неужели будешь властвовать над нами: В иврите слова мелех, «царствовать» и мошель, «властвовать» – существенно отличаются. Царствовать - это управлять с согласия подданных и в гармонии с ними, а властвовать означает навязывать свою волю силой, не считаясь с мнением подвластных. В снах Иосифа действительно легко увидеть стремление к царствованию, однако в них нет намека на властвование. Братья добавили его сами, неправильно оценили претензии Иосифа и поэтому пошли на ссору.

И приснился ему еще сон другой, и он рассказал его братьям своим: Тора не говорит о реакции братьев - т.е. когда Иосиф рассказал им свой второй сон, они отказались отвечать ему.

И он рассказал отцу своему и братьям своим: После отказа братьев, Иосиф выбрал момент, когда братья были вместе с отцом, и рассказал свой сон уже им всем вместе. Иосиф хочет добиться признания братьями своего царского статуса, несмотря на их сопротивление; причем теперь он претендует на царствование не только над братьями, но и над самим Яаковом.


50.4. Опасения братьев и позиция Яакова

Опасения братьев на самом деле отнюдь не являются беспочвенными. И прежде чем осуждать братьев, нам надо постараться понять их.

Сны играют в жизни Иосифа огромную роль. В дальнейшем братья называют его сновидцем, «хозяином снов», чего ни о ком другом в Торе не говорится. В устах братьев это было презрительной кличкой, - но, по сути, это великое достоинство Иосифа, мечтателя, который хочет реализовать свои идеи. В основе своей идеи эти совсем не плохи, но на тот момент они ломают всю сложившуюся систему жизни семьи. И поэтому братья-реалисты воспринимают самоуверенного Иосифа-мечтателя как фанатика, опасного для самого их существования, желающего заставить их перейти от скотоводства к земледелию (что не только не нравится им, но представляется им порабощением, духовно неправильным действием) и даже увести их в изгнание, в Египет.

У братьев есть еще одна причина опасаться Иосифа: вся семейная история располагала к тому, что они воспринимали его действия как покушение на их существование в семье, а в некотором смысле даже на их жизнь. В истории дома Авраама уже неоднократно случалось, что один из сыновей (причем младший) наследовал все, а остальные удалялись из дома.

Ицхак унаследовал все духовное наследство Авраама и Страну Израиля, а Ишмаэль, сын Агари, был изгнан. В следующем поколении Яакову досталось духовное и материальное благословение Ицхака, а Эсав ушел на гору Сеир. И братья опасались, что то же самое будет с ними, сыновьями Яакова. Они боялись, что формирование избранного народа еще не закончено, и поэтому особое отношение отца к Иосифу не казалось им безобидным: они начали подозревать, что Яаков намерен передать ему все наследство, а их всех отослать от себя.

Если бы Иосиф хотя бы не придавал значения особому отношению отца, если бы он не показывал братьям, что и сам считает себя особенным – их опасение было бы меньшим. Но они видели, что Иосиф ставит себя выше всех и доносит на них отцу, потому подозревали, что он злоумышляет против них и хочет вытолкнуть их из семьи. А когда ошибочные подозрения ложно показались им подтвержденными – они нанесли упреждающий удар, осудив Иосифа на смерть.

Конечно, все это не оправдывает братьев. Однако, не оправдывая, мы все же должны попытаться их понять: братья действовали не из зависти или злости, а искренне заблуждались.

Яаков же, избегая открытого конфликта, не объясняет братьям их ошибку, а лишь гасит внешнее проявление ссоры. В ответ на рассказ Иосифа о своем сне Яаков говорит: «Неужели я и мать придем поклониться тебе?» – т.е. подчеркивает нестыковки во сне Иосифа, поскольку Рахель умерла, и прийти поклониться ему никак не сможет. Однако такая тактика была ошибочной. Вместо того чтобы вместе с Иосифом и всеми братьями попытаться разобраться, в чем смысл этих снов, - Яаков ругает Иосифа, и тем самым дает братьям повод считать, что с этого момента он вроде бы не так уж его любит, и даже, возможно, согласен удалить из семьи. Поэтому у братьев возникает ощущение, что если теперь они избавятся от Иосифа, то для Яакова это будет уже не так страшно, поскольку он-де к этому готов и даже, может быть, подсознательно хочет этого.

Таким образом, то, что Яаков при всех отчитал Иосифа, - не только не исправило ситуацию, но и, возможно, послужило одной из косвенных причин его продажи.


50.5. Сны идут вослед толкованию

Иосиф, которого называют «сновидцем», не только сам видит сны, но и разгадывает сны других (царедворцев и Фараона), причем именно это поднимает его на вершину власти в Египте. Еврейская же традиция говорит, что «сны идут вослед их толкованию», т.е. реализуются в соответствии с тем объяснением, которое дают им слушатели. В данном случае, Иосиф, в конце концов, становится царем над братьями как раз потому, что братья истолковали его сны именно таким образом.

Очень часто сны (и предсказания) осуществляются из-за того, что люди верят в них и пытаются не допустить, чтобы они осуществились. Предсказание падет только на тех, кто в него поверит. Именно из-за веры сон и воплощается в действительность, порой даже вопреки желанию самого человека.

Из примеров такой схемы в нееврейской культуре можно вспомнить греческую историю про Эдипа: по предсказанию, он должен был убить своего отца и жениться на своей матери. Обеспокоенный пророчеством отец отсылает его подальше, и в итоге все происходит так, как было предсказано, поскольку Эдип вырос не зная своих родителей. Если бы на пророчество не обратили внимания и оставили Эдипа в семье, этих событий, вероятно, и не произошло бы. Аналогично, в «Песни о вещем Олеге» конь убивает Олега только потому, что тот, опасаясь предсказания о «смерти от коня», отсылает его от себя.

А поскольку «сны идут вслед за их толкованием», причем за тем толкованием, которое дают ему окружающие люди, - то еврейская традиция учит, что, услышав чей-то сон, нужно немедленно истолковать его к добру. И это важная часть проявления любви к ближнему и исправления мира.

Ну и конечно, нельзя воспринимать плохие пожелания и проклятия как опасность, от которой надо всерьез защищаться действием. Если ты в них совершенно не веришь – ничего и не сбудется.

Иосиф специально рассказывает свои сны братьям – он хочет, чтобы они истолковали их. Если бы братья истолковали сны Иосифа по-другому, история пошла бы иным путем. Мы должны всегда осознавать, что сложная ситуация в жизни – это задача, которую Всевышний ставит перед нами, и решая такие задачи, мы исправляем себя и свою семью, и также свой народ и весь мир.


50.6. Экономическое мессианство Иосифа

Иосиф ищет отнюдь не власти над братьями (чего они опасаются), но хочет укрепления своей семьи и ее успеха – прежде всего экономического, но впоследствии и духовного. А поэтому он понимает свои сны не так, как поняли их его братья и отец. С точки зрения братьев, эти сны отражают личные устремления Иосифа, а с его собственной точки зрения они говорят о пути, важном не только для их семьи, но и для всего окружающего мира.

Братья считают, что раз Иосиф видит во сне, как они кланяются ему, значит он жаждет над ними властвовать, - т.е. днём Иосиф мечтает стать царём, а ночью из-за этого видит сны на эту тему. Иосиф же стремится к спасению человечества, прежде всего в экономической сфере, - и потому, в отличие от братьев, видящих центр жизни в Стране Израиля, Иосиф видит этот центр за границей, в Египте. Братья пасут скот, это их устраивает, и больше они ничего не хотят. А Иосиф считает, что нужно заниматься не скотоводством, а земледелием, так как земледелие намного продуктивнее скотоводства, и именно оно спасет человечество. Кланяющиеся же ему солнце, луна и звезды – это подчинение небесных светил, а в практическом смысле природных явлений, воле человека, - чтобы земледельческий народ мог использовать их в своих нуждах.

Именно достижение материального процветания человечества должно стать, по мнению Иосифа, задачей еврейского народа.

Эта точка зрения Иосифа не является совершенно неверной. Если, например, мы оценим вклад еврейского народа в рост материального благосостояния человечества в ХХ веке, то результат окажется, конечно, весьма значительным. Однако ошибкой было бы считать, что это и есть главный еврейский вклад в цивилизацию. Царство Иосифа – это только подготовка площадки для царствования Йеhуды. Но, с другой стороны, Йеhуда тоже должен ценить Иосифа и понимать, что хозяйственное процветание это не противоположность и не помеха для высшей идеи, - а наоборот, здравая материальная основа для ее реализации.

Желание Иосифа заниматься земледелием – это притязание на главенство среди братьев в области хозяйственной, житейской, в которой они, по праву старшинства, считают себя более опытными и знающими. Иосиф полагает, что его семья должна заняться возделыванием земли – иными словами, что братьям следует прислушаться к его мнению, отбросив собственный опыт, «поклониться» ему в этом. И эта самоуверенность вызывает негодование братьев.

Более того, когда Иосифу сначала снятся солнце, а затем луна и звезды – братья видят в этих символах переход ото дня к ночи. Ночь всегда означает галут, изгнание, а ведь Иосиф и впрямь полагает, что всей семье стоит уйти в чужую страну, чтобы прокормить не только себя, но также ближних и дальних. И даже если видеть солнце, луну и звезды одновременно, то это означает одновременность дня и ночи, равенство Страны Израиля и стран чужбины. Т.е. Иосифу безразлично, откуда влиять на человечество, он готов делать это даже из изгнания – с чем братья никоим образом не могут согласиться.