TEMP:01●28●18-01●28●18

Материал из Ежевика-Танах
Версия от 18:39, 15 июля 2015; Марк (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

37.10. Камень как памятник (01:28:18)

И встал Яаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником; и возлил елей на верх его.

Взял камень, который он положил себе изголовьем: Яаков берет в качестве памятника именно тот камень, на котором он спал, т.е. фактически это памятник лестнице.

Возлил елей на верх его: «Возлияние елея» (оливкового масла) является освящением памятника. Такую форму богослужения мы встречаем здесь впервые, но в дальнейшем в Торе возлияние елея является принятым способом освящения, - например, храмовых сосудов, а также помазания царя или священников. (Собственно, помазание – это и есть возлияние елея, и отсюда возникает понятие Машиах, «царь-помазанник»).

В древности оливковое масло было источником света. Помазание оливковым маслом есть символ того, что именно данный человек или храмовый сосуд (или камень, как в данной истории) должен являться светом для окружающих.

Камень поставил памятником В дальнейшем (Втор. 16:22) само установление такого камня-памятника (мацева) было запрещено сынам Израилевым, а разрешены были только такие жертвенники, которые состоят из многих камней. Талмуд в связи с этим отмечает, что «то, что было любимо для Бога во времена Праотцев (т.е. камень, установленный Яаковом), стало ненавистно Ему и запрещено в эпоху сыновей». Камень символизирует Божественное Провидение по отношению к отдельной личности; а жертвенник, т.е. единое сооружение из многих камней – Провидение по отношению к народу. После формирования народа воздвигать «памятник» стало запрещено, поскольку общение отдельного еврея с Богом стало невозможным вне связи с народом.