TEMP:01●16●17-01●16●22
23.6. Разделение наследия Авраама между Ицхаком и Ишмаэлем (01:16:17-01:16:22)
(17) И пал Авраам на лицо свое, и рассмеялся, и сказал в сердце своем: "Чтобы у столетнего родилось! и Сара, девяностолетняя, родила!"
(18) И сказал Авраам Богу: "О, хотя бы Ишмаэль был жив пред Тобою!"
(19) Бог же сказал: "Именно Сара, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя Ицхак; и установлю союз Мой с ним союзом вечным для потомства его после него.
(20) И об Ишмаэле Я услышал тебя: вот, Я благословил его, и Я распложу его, и весьма-весьма размножу его, двенадцать князей родит он; и Я сделаю его великим народом.
(21) А союз Мой установлю с Ицхаком, которого родит тебе Сара, в это самое время на другой год".
(22) И окончил говорить с ним; и восшел Бог от Авраама.
И рассмеялся: Смех Авраама и его дальнейшие слова показывают, что хотя он воспринимает слова Бога как дар и чудо, перспектива рождения сына у Сары является для него весьма проблематичной. Мы уже обсуждали выше, что в глазах Авраама Ишмаэль, сын от Агари, представителя великой цивилизации Египта – в чем-то предпочтительней в качестве родоначальника избранного народа, чем сын от Сары, являющийся этнически лишь иври. Аврааму кажется, что через связь с Египтом будет легче повлиять на мир; возможно, он даже видел Божественное Провидение в том, что у Сары нет детей, а сын рождается от Агари.
О, хотя бы Ишмаэль был жив пред Тобою!: Когда Бог сообщает Аврааму, что Сара родит сына, он в смятении: неужели Бог хочет вернуть его к "мелкому" национальному плану, из которого, благодаря рождению Ишмаэля, Авраам вроде бы вышел? Может быть, Бог изменит Свое странное решение, может быть, Он согласится на Ишмаэля?
Авраам предпочитает Ишмаэля Ицхаку по двум причинам. Во-первых, он стремился в браке с Агарью обрести связь с Египтом, вершиной тогдашней мировой цивилизации, и это стремление остается у Авраама и в дальнейшем. И, во-вторых, характер Ишмаэля это хесед, пусть и неправильный – и это ближе и понятнее Аврааму, чем характер Ицхака, характер которого - гвура.
Бог же сказал: "Именно Сара, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя Ицхак; и установлю союз Мой с ним союзом вечным для потомства его после него: Бог подчеркивает: "именно Сара", несмотря на все твои возражения.
И об Ишмаэле Я услышал тебя... и Я распложу его, и весьма-весьма размножу... А союз Мой установлю с Ицхаком: Предпочтение Авраамом Ишмаэля привело к разделению наследия Авраама: обещание "умножу потомство твое" (16:10) достается Ишмаэлю, а Завет и Страна – Ицхаку. И хотя впоследствии и Ицхак, и Яаков тоже получают от Бога обещание огромного потомства, количественное соотношение между потомками Ицхака и потомками Ишмаэля исходно задается здесь в пользу Ишмаэля.
И окончил говорить с ним; и восшел Бог от Авраама: Бог отходит, отдаляется от Авраама. Он как бы говорит: "То, что Я изначально целиком хотел дать твоему потомству от Сары – теперь будет разделено на две части. Ты просишь за Ишмаэля – поэтому благословение многочисленности народа Я передам ему, но Мой завет, конечно, установлю с Ицхаком". И такое разделение весьма затруднит в дальнейшем для потомков Ицхака выполнение их миссии.
Я сделаю его великим народом: В аспекте веры арабский народ является "великим народом", и занимает важное место среди народов мира. В первые века ислама он дал миру философское развитие монотеизма Авраама с такой ясностью и последовательностью, какая появляется у еврейских религиозных философов лишь в последующие столетия. Но проблема приверженцев ислама в том, что их вера недостаточно отражается на отношениях между людьми. Ведь одного принятия идеи единства Бога и подчинения Ему недостаточно. Необходимо выстроить реальную жизнь на основании единства идеалов и системы заповедей.
Чтобы прийти к этому, недостаточно быть сыном Авраама, необходимо еще и родиться у Сары. Народ Авраама был избран не только для того, чтобы нести и распространять теологическую и философскую концепцию Единого Бога, - но и чтобы нести человечеству путь Бога "творя добро и правосудие" (18:19). Поэтому Ишмаэль сам по себе не способен создать цивилизацию, он может только "расположиться перед лицом всех братьев своих" (16:12) – т.е. служить противовесом и исправителем дефектов для других авраамических религий.