TEMP:01●24●05-01●24●09

Материал из Ежевика-Танах
Версия от 18:05, 21 июня 2015; Марк (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

32.2. Важность жизни на Святой Земле (01:24:05-01:23:09)

(5) И сказал ему раб: «Может быть, не захочет женщина эта идти за мною в эту страну; должен ли я возвратить сына твоего в страну, из которой ты вышел?»

(6) И сказал ему Авраам: «Берегись, не возвращай сына моего туда.

(7) Господь, Бог небес, который взял меня из дома отца моего и из страны рождения моего, и который говорил мне, и который клялся мне, говоря: «Потомству твоему отдам Я эту землю», – Он пошлет ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда.

(8) Если же не захочет женщина идти за тобою, то ты будешь чист от этой клятвы моей; только сына моего не возвращай туда».

(9) И положил раб руку свою под бедро Авраама, господина своего, и клялся ему в этом.


Может быть, не захочет: Форма, в которой Элиэзер отвечает Аврааму, настораживает: слово улай, «может быть», обычно обозначает желаемое действие. Поэтому Мидраш считает, что Элиэзер подсознательно хочет, чтобы девушка не согласилась и чтобы его миссия не удалась, поскольку, как считает мидраш, у него были свои планы на женитьбу Ицхака.

Берегись, не возвращай сына моего туда: Если возникнет конфликт между подходящим браком и жизнью в Стране Израиля, - то Авраам отдает приоритет жизни в Святой Земле. Уход Авраама в Страну Ханаанскую явился новым этапом в религиозном развитии для всего человечества, и поэтому возвращаться обратно невозможно.

Берегись ... только сына моего не возвращай туда: Довод «вернуться ради брака» может являться довольно большим соблазном, от которого следует оградить себя. И поэтому Авраам добавляет: «Берегись!», и еще раз добавляет: «Только не возвращай моего сына туда».

Мы отметили выше, что две ветви семьи Тераха имели разные взгляды на пути развития еврейского народа: должен ли этот путь быть национальным или космополитическим? Женитьба на представителе «космополитической ветви», создающая в семье некоторую добавку универсализма, весьма положительна – но при этом космополитическая линия не должна стать ведущей. Поэтому переезжать в Харан сыну Авраама не следует, хотя там существует вполне «еврейское» окружение и монотеизм. Условия проживания за границей могут быть неплохими, но правильно развиваться можно только в Стране Израиля.

Господь, Бог небес: когда Всевышний посылал Авраама в Ханаан, Он был еще только «Бог небес». Теперь же (выше, стих 24:3), когда Авраам берет с Элиэзера клятву, он называет Его «Богом небес и Богом земли». Именно в результате деятельности Авраама и, впоследствии, еврейского народа, «Бог небес» становится также и «Богом земли».

Человеку относительно легко признать, что «Бог – на небе», что Он распоряжается духовными вопросами, что Он определяет «спасение души в загробной жизни» и т.д. Впустить же Бога в свою земную жизнь гораздо сложнее, но это и есть задача иудаизма.

Для еврейского народа это выражается также в различии жизни в Стране Израиля и в диаспоре. В диаспоре Господь это Бог небес, на земле же там действуют другие принципы. Там стремящийся познать Бога старается заниматься исключительно духовным, относящимся к «небесам». В Стране же Израиля все иначе, и без «познания Бога на земле» приблизиться к Нему невозможно. Поэтому в иудаизме сегодня столь остро проявляется идеологический конфликт между «диаспорной духовностью» (что характеризует современных харедим - «ультраортодоксальное» направление в иудаизме), и «духовностью Страны Израиля» (религиозным сионизмом).