TEMP:01●19●04-01●19●11
25.4. Жители Содома против Лота (01:19:04-01:19:11)
(4) Еще не легли они, как городские жители, люди Содома, окружили дом, от молодого до старого, весь народ, от края (до края).
(5) И воззвали они к Лоту, и говорили ему: «Где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам, и мы познаем их».
(6) И вышел к ним Лот ко входу, а дверь запер за собою.
(7) И сказал: «Братья мои, не делайте зла.
(8) Вот у меня две дочери, которые не познали мужа; я выведу их к вам, и делайте с ними, как угодно в глазах ваших, только людям этим не делайте ничего, так как они пришли под сень крова моего».
(9) Но они сказали: «Пойди прочь!» И сказали: «Этот жить пришел, а судить начал! Теперь мы хуже поступим с тобой, нежели с ними». И очень напирали на этого человека, Лота, и подошли, чтобы выломать дверь.
(10) Но мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли.
(11) А людей, которые при входе в дом, поразили ослеплением, от мала до велика, так что они измучились, ища вход.
Еще не легли они: Мидраш рассказывает, что жена Лота была очень интегрирована в содомскую жизнь, или даже сама происходила из Содома (ведь от момента, когда Лот переселился в Содом, и до этих событий прошло более 20 лет, и за это время Лот достиг в Содоме высокого положения, и его дети выросли там). Она пошла к соседям и стала просить у них соли, говоря, что «этот несносный Лот привел в дом каких-то гостей, их надо кормить, а в доме нет соли». Соседи же разнесли новость по городу и собрались против Лота. Именно поэтому жена Лота впоследствии превратилась в соляной столб.
Городские жители, люди Содома, окружили дом, от молодого до старого, весь народ, от края (до края): Содом, при всей его омерзительности, выглядит как весьма организованный социум.
Братья мои, не делайте зла: Лот называет содомитян «братьями», он еще верит, что сможет их убедить. Но далее он поступает, кажется, совсем уже безумно, предлагая этим людям двух своих незамужних дочерей.
Вот у меня две дочери, которые не познали мужа; я выведу их к вам, и делайте с ними, как угодно в глазах ваших: Возможны два объяснения действий Лота: или он надеялся, что его дочерей не тронут, поскольку они все же содомские жители, или же он сам уже утерял моральные ориентиры, перестал понимать, где граница допустимого.
Надо отметить, что, декларируя свое общество как идеальное, Содом обладает большой силой воздействия на окружающих. Дальше мы увидим, что даже ангелы, попав в Содом, начинают путаться в оценке ситуации. Лот, конечно, родственник и ученик самого Авраама, но из-за жизни в Содоме его мораль искривилась. Не умея развиваться самостоятельно и находить верные решения новых проблем, Лот сводит праведность к списку пунктов, унаследованных с молодости. Поскольку он хорошо знает, что путников надо принимать, он самоотверженно делает это. Но, столкнувшись с противостоянием толпе, Лот совершенно теряется.
Пожив в Содоме, Лот потерял живое интуитивное понимание праведности. Принципы и установки жизни в городе и государстве, где мы живем, очень сильно влияют на нас, и поэтому не следует человеку – тем более одному, только со своей семьей – селиться в месте злодеев, надеясь исправить его. Скорее надо селиться в месте, где живут праведники, чтобы совершенствовать себя самого и свою семью – это и будет наиболее сильным влиянием на мир.
25.5. Машиах приходит из глубин Содома
Мы отметили выше, что Содом, при всей его омерзительности, выглядит как весьма организованный социум - и эта «самостоятельная социальная организованность» была в ту эпоху (20-й век до н.э.), существенным государственным достижением.
Мидраш фактически описывает Содом как лже-мессианскую категорию. Содом и Амора были одними из самых процветающих городов в мире («И поднял Лот глаза свои, и увидел всю окрестность Иордана, как вся она орошаема: до истребления Богом Содома и Аморы была она как Сад Господень...» – 13:10). Содом, напоминающий райский сад – место настолько богатое, что его обитатели достигли вершин материального благополучия. Но у этого благополучия оказалась и оборотная сторона.
Народ Содома провозгласил изобилие целью жизни, и поэтому пришел к полному духовному падению. Однако с религиозной и духовной точки зрения изобилие само по себе совсем не плохо. Более того, изобилие является одним из параметров мессианских времен. Проблема же Содома была в том, что он абсолютизировал один лишь этот параметр («экономическое мессианство»), и полагал, что размеры идеального общества следует ограничить собственным городом.
Вообще, сутью лже-мессианских учений как раз и является абсолютизация какого-то одного параметра мессианства, при том, что остальные игнорируются. Это извращение мессианских понятий привело к тому, что Содом стал, некоторым образом, первым лже-мессианским обществом в истории.
Претензия считать свое общество вершиной развития человечества оборачивается идеей о том, что стремление исправлять мир – абсурдно и оскорбительно. Отсюда и берется содомский запрет давать милостыню: ведь необходимость благотворительности показывает, что в мире еще не все хорошо, а это оскорбление для содомитян. Пророк Иехезкиэль описывает Содом так: «Вот в чем было беззаконие сестры твоей, Содом: гордость, пресыщение хлебом, [и именно поэтому] праздность была свойственна ей и дочерям ее, и руки бедного и нищего она не поддерживала» (16:49).
Кто в обществе изобилия может просить подаяние? Лишь пришлые люди, чужаки. И поэтому в Содоме эгоизм был реализован на общественном уровне. В нем ненавидели пришельцев и делали так, чтобы никому не захотелось просить гостеприимства.
Содом стал центром зла, но Машиах должен прийти из Содома, чтобы быть сопричастным и ему, – т.к. Машиах должен будет исправить все в мире, включая и злодеев. А исправить что-то можно только в том случае, если ты тоже имеешь к этому какое-то отношение – иначе что ты вообще в этом понимаешь? Поэтому человек, который способен на исправление Содома, должен иметь в своей душе искру самого Содома, содержать в себе нечто от этого места, быть в какой-то мере сопричастным ему. И такой человек – это царь Давид, а вслед за ним Машиах; потому что Давид (через Рут и Моав) происходит из Содома.
Реальность мира включает элемент Содома, этим нельзя пренебрегать – поэтому Машиах, исправляющий весь мир, должен нести в себе также и эту искру.
Действуя на основе лишь хеседа исправить Содом невозможно. Давид же представляет категорию малхут, «царство», и он годится для исправления Содома. Жители Содома стремятся быть социализированной структурой, - и их не удастся исправить без четких законов и жестких мер по их соблюдению. Поэтому неслучайно сама категория малхут, Давид, зарождается при содействии Содома.
Ниже (19:15) мы прочтем слова ангела, обращенные к Лоту: «Возьми двух своих дочерей, которые находятся здесь». Мидраш связывает эти слова со словами Псалма (89:21), где Бог говорит: «Нашел Я Давида, раба Моего, и помазал его елеем святым». Где же Бог нашел Давида? – спрашивает мидраш, и отвечает: Он нашел его в Содоме.
Две дочери Лота были той «находкой», без которых Давид и Машиах не были бы возможны.
И при этом всегда, с самого начала, путь Машиаха идет «по краю», через пограничные с моральной точки зрения события (дочери Лота, родившие детей от собственного отца; история Йеhуды и Тамар, история Рут, отношения Давида и Бат-Шевы). Но Машиах должен пройти через все эти проблемные ситуации, чтобы прочувствовать их изнутри, и благодаря этому научиться исправлять даже их.
Машиах поднимается снизу, и морально, и «географически» - и неслучайно Содом находится в самом низком месте на Земле.