TEMP:01●17●01-01●17●02
Глава 23. Завет обрезания
23.1. «Ходи передо Мной» (01:17:01-01:17:02)
(1) Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: «Я Бог Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен.
(2) И поставлю завет Мой между Мною и тобой, и весьма-весьма размножу тебя».
Аврам был девяноста девяти лет: К этому моменту Ишмаэль достиг 13-летия, и Авраам должен был осознать, что Ишмаэль не сможет стать продолжателем его дела.
И поставлю завет Мой между Мною и тобой: Переориентация на Ицхака связывается здесь с обновлением Завета между Богом и Авраамом.
Ранее Завет был обещанием того, что у Авраама будет потомство, которое унаследует Страну: «В этот день заключил Господь с Аврамом союз (Завет), сказав: Потомству твоему Я отдал Страну эту...» (15:18). Теперь же Завет дополняется обрезанием, изменением имени и изменением уровня Авраама, и поэтому сказано: «Поставлю Завет» – в будущем времени.
Ходи предо Мною и будь непорочен: Это созвучно словам Торы про Ноаха (Ноя), который был «непорочен в поколениях своих, с Богом ходил Ноах» (Быт.6:9) – но при этом отличаются от них. Авраам и Ной – два вида праведников, которых еврейская традиция сравнивает и противопоставляет друг другу. Непорочность Ноя локальна, «в поколениях своих», а непорочность Авраама – глобальна, на все времена. Ной ходит «с Богом», не отходя от Него и выполняя все приказанное (построить Ковчег и спастись в нем при Потопе). Авраам же «ходит перед Богом», впереди Него, иногда возражая и не соглашаясь с Ним – например, в истории уничтожения Содома. Поэтому, Ной был «спасаемым», а Авраам – спасителем. Ной – родоначальник человечества, а Авраам – учитель народов. Ной – «праведник в шубе», сидящий в своем углу, а Авраам – отец еврейского народа, разжигающий огонь, согревающий все человечество.