TEMP:04●04●34-04●04●49
(34) И Моше и Аарон и главы общины исчислили сынов Кеhата по семействам их и по родовым домам их,
(35) От тридцати лет и старше, до пятидесяти лет, всех входящих в войско исполняющее службу в Скинии откровения.
(36) И было исчисленных по семействам их две тысячи семьсот пятьдесят.
(37) Это исчисленные из семейств Кеhата, служащие при Скинии откровения, которых исчислил Моше и Аарон по слову Господа через Моше.
(38) И исчисленных сынов Гершона, по семействам их и по родовому дому их,
(39) От тридцати лет и старше, до пятидесяти лет, всех входящих в войско исполняющее службу в Скинии откровения,
(40) Всех их, исчисленных по семействам их, по родовому дому их – две тысячи шестьсот тридцать.
(41) Это исчисленные из семейств сынов Гершона, служащие при Скинии откровения, которых исчислил Моше и Аарон по слову Господа.
(42) Исчисленных из семейств сынов Мерари по семействам их, по отчему дому их,
(43) От тридцати лет и старше, до пятидесяти лет, всех входящих в войско исполняющее службу в Скинии откровения,
(44) И было исчисленных по семействам их три тысячи двести.
(45) Это исчисленные семейств сынов Мерари, которых исчислили Моше и Аарон по слову Господа через Моше.
(46) Всех исчисленных, которых сосчитал Моше и Аарон и главы Израиля из левитов, по семействам их и по отчим домам их,
(47) От тридцати лет и старше, до пятидесяти лет, всех приходящих служить служение службы и служение переноски при Скинии откровения,
(48) И было исчисленных восемь тысяч пятьсот восемьдесят.
(49) По слову Господа через Моше, определили их – каждого к его работе и его ношению; и каждый исчислен, как Господь повелел Моше.
Определили их каждого к его работе: За каждым из левитов было закреплено постоянное место. Позже, в Храме, функции каждого из потомков Аарона передавались в их семьях по наследству.
Всех приходящих служить служение службы: Необычная формулировка «служение службы» понимается как «служение для того, чтобы служба могла происходить», т.е. это «подсобное служение для службы коhенов». Мидраш говорит, что это выражалось в музыке, которая была необходима для правильного служения в Храме, и для многих тысяч левитов музыка была их основной работой.
Мидраш далее подчеркивает, что музыка это нечто большее, чем просто фоновый фактор. Музыка важна для развития души, она необходима для пророчества и для приближения к Богу. Мы видим это, например, в истории «Саула среди учеников пророков» (Шмуэль I, 10:5), в истории игры Давида на арфе, необходимой для того чтобы «злой дух отпустил Саула» (Шмуэль I, 16:16), в словах «и когда заиграл музыкант, была на нем рука Господа (дух пророческий) (Книга Царей 2, 15) и во многих других библейских отрывках<ref>Виленский Гаон говорил, что если бы у него было время, то он занимался бы только музыкой, что музыка это язык души, и с ее помощью можно убить человека, забрать его душу, и можно также оживлять ею мертвых (в частности, мидраш полагает что песня ангелов была причиной смерти солдат Санхерива - Царей II, 19:35). От уровня музыкальной культуры зависит духовный уровень общества. Поэтому чем более сложную музыку потребляет народ или общество, тем более оно развивается и продвигается.</ref>.
Содержание |
Глава 5. Приближение и отдаление от святости
5.1. Решение проблем через отдаление от Святости и через приближение к ней
Книга Чисел описывает народ в пути, когда обычный порядок вещей нарушен - и раздел Насо, первый из «разделов кризисов», связан с кризисами личности, с решением нестандартных проблем отдельных людей. Он дает нам два способа исправления ситуации: путем приближения к святости, или отдалением от нее.
Отдаление от Святости иллюстрируют три примера: высылка за пределы стана ритуально нечистых, слизеточивых и прокаженных. Приближение к Святости также иллюстрируют три примера: исправление раскаявшегося в обмане, ситуация подозрения жены в измене, и обет назорея.
Во всех этих случаях человек соотносится с параметром святости, он придвигается к святости или отодвигается от нее в зависимости от того, какое исправление предлагает Тора в данной ситуации. Отношение к святости это ось, вокруг которой движется индивидуум. А поскольку святость территориально концентрируется в Храме, то человек, соответственно, приближается к Храму или удаляется от него.
После описанного в предыдущем разделе порядка расположения колен вокруг Скинии, внутренним кольцом (левиты) и внешним кольцом (12 колен) - нам открывается физическое устройство национального организма, в центре которого стоит Откровение, святость. Такая концентрация на святости необычайно важна, но в некоторых случаях именно она может стать источником проблем. И случается, что излишняя близость к Святости осложняет жизнь человека, не дает ему быть самим собой (поэтому, как мы отметили выше, периодическое сокрытие святости является одним из важнейших элементов ее функционирования). Внешне эти проблемы выражаются в ритуальной нечистоте, и такой человек должен отдалиться от Святости.
Проказа – самая сильная степень нечистоты. Согласно традиции эта болезнь является следствием злоязычия, аморального поведения по отношению к ближним. В случае проказы человек уединяется за пределами всех трех станов, - чтобы там, вдали от общества, снова встретиться со своей сущностью, исправить себя и, как следствие этого, очиститься.
Страдающий истечением нечист более слабой нечистотой, которая не является прямым следствием его действий, но вызвана ими косвенно: она есть следствие пренебрежения чистотой в отношении своего физического и духовного здоровья. Такой человек высылается из лагеря левитов, требующего от находящихся там чистоты<ref>См. подробнее ниже, п. 8.2.</ref>, которую он не смог реализовать.
Третий же тип нечистоты возникает из-за прикосновения к умершим - и он не свидетельствует об ущербности в смысле морали или поведения, но подчеркивает несовершенство мира, в котором есть смерть вследствие греха Адама. Такие люди могут находиться в лагере Израиля или левитов, и не могут войти лишь на территорию Храма - поскольку он относится к Вечности, в которой нет смерти.
Далее Тора переходит к описанию трех противоположных эпизодов, когда к сложностям приводит не близость к Святости, а недостаточность связи с ней. Первый пример - это человек, который отдалился от святости до такой степени, что стал небрежно относиться к достоянию ближнего и незаконно присвоил что-то себе. Положение такого человека в некоторой степени напоминает случай с прокаженным, который направил свой язык против ближнего - но в отличие от прокаженного, здесь человек принимает решение раскаяться и исправить ситуацию самостоятельно, по своей воле, без давления внешних обстоятельств - свидетельства против него в суде или проказы злоязычия. Такому человеку следует приблизиться к святости - прийти в Храм и принести жертву за обман и незаконное присвоение чужой собственности. Это приближение к Храму приведет его к осознанию того, что нанесение материального ущерба ближнему является также нанесением ущерба святости.
Вторая ситуация рассматривает супругов, запутавшихся в отношениях и считающих друг друга виновными в сложившемся конфликте. Это похоже на положение страдающего истечением, с которым все произошло из-за его халатности, засоренности пространства вокруг него. Мир в семье должен строиться на основе осознания Божественного Присутствия между супругами, и когда этой основы нет то отношения легко разрушаются. Поэтому нужно привести супругов в Храм и показать им, что даже Божественное Имя стирается<ref>См. ниже п.5.4.</ref> с одной лишь целью восстановить мир в их доме.
И наконец третий случай это обет назорейства, поднятие отдельного человека на ступень, аналогичную ступени первосвященника, где нет места нечистоте и смерти.
Эти три противоположные ситуации дают нам пути исправления души отдельного человека. Но это частные случаи, и сконцентрировавшись лишь на них мы рискуем потерять общенациональную перспективу. Поэтому сразу после них Тора говорит нам о благословении священников, объединяющем весь народ Израиля в просьбе о нисхождении Божественного Присутствия на всю общину. Хотя и важно начинать работу по исправлению с конкретных проблем индивидуумов, - нужно осознавать, что полноценное исправление частного может произойти только в рамках исправления общего.
5.2. Высылка ритуально нечистых из стана (05:01-05:04)
(1) И Господь говорил с Моше, сказав:
(2) Повели сынам Израиля чтобы выслали из стана всякого прокаженного и всякого слизеточивого, и всякого нечистого от мертвого.
(3) И мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я обитаю.
(4) И сделали так сыны Израиля и выслали тех вовне стана; как Господь говорил с Моше, так и сделали сыны Израиля.
Повели сынам Израиля чтобы выслали из стана: В завершение описания устройства стана даны законы, направленные на сохранение его чистоты.
Выслали из стана прокаженного, и слизеточивого, и нечистого от мертвого: Здесь приведены три вида духовной нечистоты, для исправления которой человека высылают из стана. Для исправления используется именно отдаление от святости, поскольку святость сама по себе не исправляет человека, а встреча со святостью в состоянии нечистоты может и навредить ему.
Выслали из стана... за стан вышлите их... чтобы не оскверняли они станов своих: Слово «стан» повторено три раза, и традиция понимает это как «три уровня стана». Первый уровень – это «стан святости», территория Храма, находящаяся под управлением сыновей Аарона. Второй уровень это «стан чистоты» где располагаются левиты. Третьим уровнем является стан Израиля, где стоят все колена. От вида нечистоты конкретного человека зависит степень его «ссылки». Прокаженные не могут находиться даже в стане Израиля и высылаются за пределы всех трех станов. Слизеточивые не могут находиться в станах святости и чистоты, то есть коhенов и левитов, но могут внутри Израиля. Те же которые осквернены от прикосновения к мертвому (наиболее легкий вид нечистоты) могут заходить на уровень левитов, но не на уровень святости.
Позже в Стране Израиля само здание Храма и его двор будут соответствовать «стану святости», у Храмовой горы уровень левитов, т.е. «стана чистоты», а город еврейского проживания (как Иерусалим, так и другие города, обнесенные стеной) обладает уровнем «стана Израиля».
Прокаженного: Заболевание, называемое в Торе цараат, не соответствует болезни проказы в ее современном понимании, у них совершенно различные симптомы - однако ввиду традиции перевода мы продолжаем использовать здесь слово «проказа».
Выслали из стана прокаженного: Болезнь сделала явной вину такого человека: использования дара речи во зло, чтобы нанести ущерб ближнему. Его связь с обществом это нездоровая связь, и решение проблемы – отдалить его, вывести за рамки социума, где он сможет понять свою проблему и исправиться. Когда заболевание пройдет и он очистится, то сможет вернуться в стан.
Слизеточивого: Это болезненные (гнойные) истечения из половых органов, существенное нарушение здоровья - и предполагается, что это произошло из-за халатного отношения человека к своему здоровью. Здесь нет прямой вины, но есть пренебрежение обязанностями. Такой человек не изгоняется из социума, но он не может иметь отношение ни к чистоте, ни к святости, поэтому высылается из двух внутренних станов.
Ставшего нечистым от мертвого: Третий вид это нечистота от смерти, от прикосновения к мертвому. Это нечистота кратковременна, она проходит после окунания в микву. Такой человек ничем не провинился, смерть объективно существует в мире, и совсем не по вине лично этого человека, ее принес в мир грех Адама. Поэтому такой человек мог находиться в стане левитов, - но не имел права войти в лагерь святости, во двор Храма, ибо в Храме нет места смерти.
Чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я обитаю: Это делается как для пользы народа, так и для собственной пользы нечистых.
И сделали так сыны Израиля и выслали тех вовне стана: Идея «понижения уровня ради возможность исправления» - это фундаментальное представление о жизни. Например, чтобы создать Хаву (Еву), нужно было предварительно усыпить Адама, - поскольку в нормальном, бодрствующем состоянии отрезать его часть и произвести ее перестройку было невозможно. Аналогичная идея проявляется в народных сказках, где кроме «живой воды» есть еще и «мертвая вода», и прежде чем оживить живой водой, внести дух, - нужно залатать тело, и это делает мертвая вода. Другой пример: чтобы починить протекающий сосуд, сначала выливают из него воду и заделывают дыры, и лишь потом снова наполняют водой. Так и человек – если он духовно ущербен, то увеличение количества святости (или часов изучения Торы) ему не поможет. Его нужно отдалить от святости, чтобы в этом отдалении он исправил свои качества, а потом уже мог приближаться.
Рав А.И. Кук, перенося эту идею также и на общенациональный уровень жизни еврейского народа в нашем веке, - объясняет, что для правильной перестройки народа необходимо было на некотором этапе отдалиться от святости, и в этом глубинная причина отхода от религии в начале сионистского движения. Народ, выросший в Изгнании, в галуте, понимал под «святостью» только галутный ее вид, изучение Торы и соблюдение заповедей, и поэтому его сосуды не были рассчитаны на больший уровень Божественного света. Для восприятия Божественного света Страны Израиля, имеющего мессианский характер, нужно было сначала переделать сосуды, временно отойти от святости. Такой временный отход от святости необходим для достижения самостоятельности, это та самая знаменитая хуцпа («дерзость, нахальство первопроходцев»), которым славилось сионистское движение в начале его развития.
5.3. Исправление незаконного присвоения имущества (05:5-05:10)
(5) И Господь говорил с Моше, сказав:
(6) Говори сынам Израиля: если мужчина или женщина совершит какой-либо из грехов против ближнего, изменив Господу, и ощутит свою вину,
(7) То пусть признается в грехе своем, который сделал, и возвратит за предмет вины своей сполна, и прибавит к тому пятую часть, и отдаст тому перед кем провинился.
(8) Если же у того человека нет наследника, чтобы возместить ему за предмет вины своей, то возмещение принадлежит Господу, священнику оно, сверх овна искупления которым он искупит его.
(9) И всякое возношение из посвящений сынов Израиля, которые они приносят к священнику, принадлежит ему.
(10) Посвящениями каждого распоряжается он сам, какому священнику человек отдаст что-либо, тому оно и принадлежит.
В противоположность предыдущему отрывку, ситуация с незаконным присвоением чужого имущества требует не отдаления от святости, а приближения к ней.
И возвратит за предмет вины своей сполна: Когда преступление является материальным, человек что-то забрал у другого, - то для исправления он должен признаться, вернуть присвоенное с некоторой суммой сверх того, и принести жертву.
И прибавит к тому пятую часть: Добавит четверть суммы, так что добавленное будет 1/5 от возвращаемого. При этом ранее (Исх. 21:37, 22:3) указывалось, что случае воровства материальная компенсация гораздо серьезнее – вор платит в несколько раз больше суммы украденного. Поэтому здесь имеется какая-то иная форма присвоения чужого имущества - например, получив нечто на хранение, человек присвоил хранимое и сказал что имущество пропало, или же был обязан заплатить другому и не сделал этого, или иным образом проявил небрежность в отношении чужого имущества.
Совершит какой-либо из грехов против человека, изменив Господу: Текст допускает два варианта прочтения. (1) Здесь говорится о двух последовательных действиях: грех против человека, а затем еще и изменил Господу - и тогда «измена Господу» это ложная клятва. Т.е присвоил чужое имущество, а затем ложно поклялся что этого не было (и так это понимает галаха). Или же (2) здесь говорится об одном действии, грехе против человека, что уже само по себе есть измена Господу, так как преступление против человека является преступлением против Всевышнего.
И ощутит свою вину: Т.е сам ощутит свою вину и примет решение исправиться, его не принудили к этому судебное решение или свидетельские показания. Только в этом случае действенен описанный здесь порядок искупления.
Если же у того человека нет наследника, чтобы возместить ему ущерб, то возмещение принадлежит Господу: Не только для потерпевшего важно получить назад незаконно присвоенное, но и для раскаяния и искупления нарушителя важно вернуть взятое неправильно.
Сверх овна искупления которым он искупит его: Виновный уже сам ощутил свою вину и решил исправиться, его надо продвинуть дальше в этом направлении, приблизить к святости. Он признал свой грех по отношению к ближнему, но еще не осознал, что это грех также и по отношению к Богу. Такого человека обязывают принести в Храм барана искупления, чтобы помочь ему в налаживании контакта со святостью.
Возмещение принадлежит Господу, священнику оно: Коhены имеют право пользоваться частью того, что посвящено Всевышнему.
Посвящениями каждого распоряжается он сам: Эти стихи добавлены по ассоциативному принципу - поскольку речь идет о приношении в Храм раскаявшимся, то напоминаются также другие случаи передачи пожертвований священнику.
Посвящениями каждого распоряжается он сам, какому священнику человек отдаст что-либо, тому оно и принадлежит: Человек, приносящий жертву или пожертвование в Храм (так же и с десятиной левиту), имеет право сам выбрать коhена (левита), которому он хочет свое приношение передать, и другие коhены не имеет права возражать против этого выбора.
Коhены и левиты не были только служителями Храма. В Стране Израиля они делились на 24 стражи, сменявшие друг друга в Храме, так что каждый из них проводил на службе только 2 недели в году. Остальное время они жили среди других колен - коhены в основном недалеко от Храма, левиты же по всей стране. Их деятельностью в это время было сохранение религиозной традиции, наставление народа, обучение детей и другая подобная деятельность. Каждый еврей должен был отделять для них приношения и десятины (трума и маасер) - но только приносивший пожертвование решал, какому конкретно коhену или левиту он его передает. Разумеется, он передавал это тому, кто ему духовно и психологически ближе, кто был хорошим религиозным помощником-преподавателем для его семьи, т.е. тому кто хорошо выполнял свою работу. Таким образом возникала «народная обратная связь», когда более добросовестный коhен или левит получает больше, и возникает конкуренция между различными левитами и коhенами, что положительно влияет на качество их работы.
Традиция добавляет, что у левитов и коhенов была также небольшая общая «касса взаимопомощи», чтобы неудачливые из них не оставались совсем без ничего и получали что-то вроде «профсоюзного пособия по безработице».