TEMP:04●09●06-04●09●14
(6) Были люди, которые были нечисты от прикосновения к мертвому, и поэтому не могли совершить Песах в тот день; и подошли они к Моше и Аарону в тот день,
(7) И сказали эти люди ему: мы нечисты от прикосновения к мертвому; за что же мы будем лишены того, чтобы принести жертву Господу в назначенное для нее время, в числе сынов Израиля?
(8) И сказал им Моше: постойте, послушаю я что повелит Господь о вас.
(9) И Господь говорил с Моше, сказав:
(10) Говори сынам Израиля так: всякий, кто будет нечист из-за усопшего, или будет в дальнем пути, из вас или из потомков ваших, - то даже и он должен совершить Песах Господа,
(11) Во второй месяц, в четырнадцатый день, в сумерки пусть справляют его, с мацой и горькими травами пусть едят его.
(12) Да не оставляют от него до утра и не преломляют костей его: по всему уставу о Песахе пусть справляют его.
(13) Человек же, который чист и в дороге не был и не совершит Песаха, - истребится эта душа из народа его, ибо жертвы Господа не принес он в назначенный срок; грех свой понесет человек тот.
(14) И если будет жить у вас пришелец, - то и он совершит Песах Господа, по уставу о Песахе и по его обряду должен он совершить его. Устав один да будет для вас и для пришельца, и для коренного жителя.
Были люди, которые были нечисты от прикосновения к мертвому, и не могли совершить Песах в тот день: Тот, кто нечист от прикосновения к мёртвому, не может входить в Храм (5:2), и не может принимать участие в еде жертвоприношений. Когда Пасхальную жертву приносили в первый раз, в Египте, то еще не было проблемы нечистоты от мертвого. Лишь когда из еврейского народа выделяются Левиты, являющиеся центром чистоты - для всех остальных тоже появляется возможность очищения, а поэтому возникает проблема нечистоты.
И подошли они: Они проявили инициативу, и это первое «пробуждение снизу» - желание евреев правильно реализовать Божественные идеалы даже тогда, когда на это нет прямого Божественного указания. Это корень хуцпа.
К Моше и Аарону: Заповедь Песаха в Пустыне была передана народу через Моисея (9:1), но когда возникает проблема, то народ приходит к Моисею и Аарону вместе. Моисей приносит откровение Сверху вниз, - но для правильного понимания проблем народа, реализации «пробуждения снизу» необходим также Аарон.
И сказали эти люди ему: ... за что же мы будем лишены того, чтобы принести жертву Господу в назначенное для нее время, в числе сынов Израиля: Песах это момент рождения еврейского народа, и тот, кто не празднует Песах, как бы исключается этим из числа сынов Израиля.
И сказал им Моше: постойте, послушаю я, что повелит Господь о вас: Впервые Моисей не знает чего-либо, касающегося Торы. Здесь закон появляется в процессе диалога между Богом и еврейским народом, как ответ на инициативу сынов Израиля. Пока евреи сами не высказали свое устремление к Песаху, закон о дополнительном Песахе не был им дан. Для дополнительного Откровения нужно, чтобы люди пришли требовать его сами. Новые возможности открываются Свыше лишь после того, как мы требуем, чтобы они появились.
То даже и он должен совершить Песах: Пробуждение снизу принято, и это устанавливает наличие двух аспектов в Торе: исходное дарование и развитие. Исходное дарование идет Сверху, а дальнейшее развитие происходит как «ответ Сверху на инициативу снизу».
Путь Моисея это Откровение «Сверху вниз», здесь же проблема направлена «снизу Вверх», поэтому у Моисея нет ответа. Для него весьма проблематична идея развития Торы по инициативе народа, - а поэтому народ приходит к Моисею и Аарону вместе, и только после этого происходит исправление и коррекция заповеди.
Во второй месяц, в четырнадцатый день: Ровно через месяц после обычного Песаха, 14 Ияра. Этот дополнительный день принесения Пасхальной жертвы называется Песах шени, «Дополнительный Песах», - и он является новым праздником, который возникает по инициативе самих евреев.
По всему уставу о Песахе пусть справляют его: Законы дополнительной пасхальной жертвы отличаются лишь тем, что в них нет ограничений для самого этого дня, т.е. в Дополнительный Песах (в месце Ияр) в доме может находиться квасное (запрет квасного действителен только при собственно жертве Песах, когда ее едят), и нет законов праздничного дня.
Человек же, который чист и в дороге не был: Настойчивость евреев открыла дополнительную возможность, но пользоваться ею надо только если не было возможности воспользоваться основной.
И не совершит Песаха, – истребится душа его из народа его: Тот, кто злоумышленно не праздновал Песах, хотя и мог сделать это – отсекает себя от национальной судьбы, и тем самым от народа Израиля.
Устав один да будет для вас и для пришельца, и для коренного жителя: Празднуя Песах, процесс рождения еврейского народа, присоединившиеся интегрируются с евреями по рождению, получают общую национальную базу.
Идея «возмещения пропущенного Песаха» очень необычна - ведь для других пропущенных заповедей, которые человек не имел возможности совершить, не бывает аналогичных возмещений. Если, например, в Рош hа-Шана еврей не имел возможности послушать трубление в Шофар, то он не устраивает дополнительное трубление через месяц - и так со всеми другими праздниками. Но Песах исключение, поскольку он связан с самим корнем существования народа - если же не подключиться к народу в его корне, все остальные заповеди теряют смысл. Поэтому у пропущенного Песаха есть возмещение.
Здесь происходит прояснение соотношения Торы и народа: святость народа является базовой святостью, без присоединения к народу не может быть Торы.
8.5. Пробуждение снизу как интегральная часть Торы
Тора устанавливает празднование Песах шени во втором месяце, в Ияре. В первом месяце, в Нисане, избавление приходит Сверху: евреев выводит Бог, сами же они лишь выполняют приказы. В месяце Ияр ситуация иная: происходит пробуждение снизу, когда мы действуем сами, и требование дополнительного Песаха является проявлением такой самостоятельности. Нисан – месяц избавления при подчинении, и в этом недостаток Исхода. Ияр – месяц самостоятельного избавления, исправляющего этот недостаток. Поэтому в обычный Песах, в Нисане, не едят хамец, а маца является символом подчиненности (никаких продуктов моего собственного брожения нет, т.е. нет моих идей, я делаю лишь то что сказали) - но во время Песах шени, в Ияре, не требуется на эти дни отказаться от хамец.
Песах шени, инициированный самими евреями, является архетипом появления праздника по нашей инициативе. И неслучайно, что уже в наше время на месяц Ияр выпали День Независимости Израиля и День Иерусалима.
Идея Песах шени состоит в том, что если данное Свыше тебя не устраивает - то ты споришь с Богом. Такой спор есть проявление хуцпа, и он является интегральной частью иудаизма и важнейшим качеством еврейского народа. Разумеется мы обязаны принимать указания Свыше, - однако это не значит, что их нужно принимать беспрекословно. Божественные приказы обсуждаются, а не только выполняются, и процесс такого обсуждения зачастую приводит к коррекции приказов. И только при таком типе взаимодействия происходит правильное развитие религии, как результат совместной деятельности Бога и человека<ref>Проявлением этого принципа являются также спор Авраама с Богом, борьба Яакова с ангелом, история разбитых скрижалей и Вторые скрижали как написанные совместно Богом и человеком и т.д.</ref>.
Новое Откровение появляется лишь как ответ на запрос народа. Это воспитывает в народе самостоятельность и активность, учит его думать о путях реализации заповедей, а в случае необходимости требовать исправления. Религиозная самостоятельность народа заложена в иудаизме с самого начала.
8.6. В течение 39 лет в Пустыне не праздновали Песах
Книга Иеhошуа рассказывает, что описанное здесь в Торе празднование Песаха (на второй год от Исхода) было единственным за время хождения по Пустыне, после этого 39 лет евреи не праздновали Песах и не делали обрезание: «В то время Господь сказал Йеhошуа: сделай себе ножи и обрежь сынов Израиля, .. потому что весь народ вышедший из Египта был обрезан, а народ, родившийся в пустыне, не был обрезан, ... так как не обрезывали их в пути.... И стояли сыны Израиля станом в Гилгале, и совершили Песах в четырнадцатый день месяца вечером в степях Иерихонских» (Иеhошуа 5:2-7). Однако причина, по которой 39 лет в пути не делали обрезание и не праздновали Песах (а только обрезанный может есть Пасхальную жертву)<ref>Сама эта связка заповедей очень необычна: необрезанный еврей может осуществлять все другие заповеди (субботу, тфилин и т.д.) но не может есть Пасхальную жертву. Отметим, что это не относится к современному празднованию Пасхального Седера, но только к жертвоприношению.</ref>, не объяснена.
Заповеди обрезания и Песаха относятся к рождению еврейского народа, к самой основе еврейской традиции. Обрезание берет начало от Авраама, прото-рождения еврейского народа, а Песах связан с Исходом из Египта, с собственно национальным рождением. При этом обе стадии рождения народа связаны со Страной Израиля. Аврааму сказано: «уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего - в Страну, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1), и при Завете обрезания повторено: «И дам тебе и потомству твоему после тебя землю твоего пребывания, всю землю Ханаанскую, во владение вечное... ты же соблюдай завет Мой, ... между Мною и вами, и между потомством твоим после тебя: обрезан да будет у вас всякий мужчина (Быт. 17:8-10). И также при Исходе целью является именно Страна: «Потому скажи сынам Израиля: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, ... И введу вас в Страну, о которой Я поклялся дать ее Аврааму, Ицхаку и Яакову, и дам Я ее вам в наследие. Я Господь» (Исх. 6:6-8).
Критическая важность жизни еврейского народа в Стране Израиля состоит в том, что миссия еврейского народа может быть реализована только на Святой земле, - а эта миссия составляет сущность народа и основу его жизни. При этом, если мы находимся в изгнании, но в любой момент ждем возможности вернуться - то смысл обрезания сохраняется. Однако если поколение принципиально оторвано от Страны, - то оно оторвано от своей миссии и от смысла своего существования, и его еврейство «замораживается».
Когда поколение, вышедшее из Египта, было осуждено скитаться по Пустыне - они прекратили делать детям обрезание и праздновать Песах. Всевышний не принимает Пасхальной жертвы, символа освобождения, от тех кто отказался от завоевания Страны. Лишь когда это поколение ушло, а Иеhошуа возглавил их детей, чтобы повести народ в Страну Израиля, они вновь обрели свою миссию и связь со Страной, поэтому обрезание и Песах были восстановлены.
Таким образом, в процессе Исхода были три «начала движения», и им соответствуют три празднования Песаха. Первое - начало движения, первый Песах. Это движение началось еще во время пребывания в Египте, и было приостановлено историей Золотого тельца. Второе - здесь в Книге Чисел, и это как бы «второй дубль Исхода», когда нужно было заново выйти в дорогу - и движение было прервано историей разведчиков. И третье - это уже когда во главе народа встал Иеhошуа. Иеhошуа делает всем обрезание и опять устраивает Песах, моделируя Исход (переход через Иордан как римейк перехода через Море) - и идет на завоевание Страны.