TEMP:04●10●29-04●10●36

Материал из Ежевика-Танах
Версия от 12:16, 5 декабря 2016; Марк (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

(29) И Моше сказал Ховаву, сыну Реуэля Мидьянитянина, тестя Моше: мы отправляемся в то место, о котором Господь сказал: «его отдам вам». Иди с нами, и мы сделаем тебе добро, ибо Господь обещал благополучие Израилю.

(30) Но он сказал: не пойду; а на свою землю и на свою родину пойду.

(31) И сказал тот: не оставляй же нас, потому что ты знаешь стоянки наши в пустыне и будешь ты нам глазами.

(32) И вот, если пойдешь с нами, то добро, которое Господь сделает нам, мы сделаем тебе.

(33) И отправились они от горы Господа на три дня пути, и Ковчег завета Господа шел перед ними три дня пути, чтоб усмотреть им место отдыха.

(34) И Облако Господа было над ними днем, при движении их из стана.

(35) И было, когда отправлялся Ковчег в путь, говорил Моше: восстань, Господь, и рассеются враги Твои, и побегут ненавистники Твои от лица Твоего.

(36) А когда останавливаться, он говорил: возвратись, Господь, ко множеству тысяч Израиля.


В этом отрывке соединяются несколько, на первый взгляд, совершенно разных тем: разговор Моисея с Итро, роль Облака и движение Ковчега под управлением Моисея. Мы должны понять связь этих вещей.

И Моше сказал Ховаву, сыну Реуэля Мидьянитянина, тестя Моше: Хотен, «тесть», может обозначать как отца жены, так и брата жены; и здесь непонятно, идет речь об Итро или его сыне (также непонятно хронологическое соотнесение этого отрывка со стихом Исх. 18:27, где уже сказано что Итро возвращается в Мидьян). Но это не столь существенно, поскольку речи здесь идет о том как реализуется «функция Итро» - которую он (или его сын) отказывается брать на себя, и поэтому она переходит к Моисею.

Мы отправляемся в то место, о котором Господь сказал: «его отдам вам». Иди с нами, и мы сделаем тебе добро, ибо Господь обещал благополучие Израилю. Итро это «не еврей, принимающий учение Торы». Моисей приглашает его присоединиться не только к еврейскому учению, но и к судьбе еврейского народа. Моисей всегда стремился приблизить народы мира к Торе Израиля, при Исходе именно он настоял на присоединении эрев рав<ref>См. «Библейская Динамика» к Книге Исход, п. 12.3.</ref> - поскольку Тора - это универсальное учение для всего человечества, и именно прозелиты помогают народам мира, из которых они происходят, создать свой особый, подходящий именно этому народу, тип связи с Богом.

Эрев рав и Итро - два типа присоединения к еврейству. Эрев рав сделали гиюр и стали частью еврейского народа, и они являются прототипом геров последующих поколений, а Итро и его семья приняли Синайскую религию, но гиюра не сделали и евреями не стали, и они являются прототипом Бней Ноах («потомков Ноя»), «неевреев еврейского вероисповедания». Очень важно, что эти два типа присоединения к иудаизму заложены в самом начале еврейской истории, непосредственно при создании народа.

Мы сделаем тебе добро - ... Но он сказал: не пойду; а на свою землю и на свою родину пойду: Обещание Моисея не привлекает Итро - обычные блага он может получить и сам в своей стране.

И сказал тот: не оставляй же нас, потому что ты знаешь стоянки наши в пустыне и будешь ты нам глазами: Теперь предложение Моисея иное: Итро может взять на себя важную миссию, что гораздо привлекательнее. Передвижение евреев не происходит просто по приказам Свыше, оно формируется в ходе диалога еврейского народа и Бога (явным представителем Которого является Облако). Ранее Итро играл конструктивную роль в выдвижении «предложений снизу» (создание судейской системы, Исх. гл.18), и Моисей предлагает ему продолжить такой подход. Это особенно относится к стоянкам, поскольку Облако устанавливает направление движения и район стоянки, но правильное расположение на местности, т.е. организация жизни народа, является обязанностью самих руководителей.

В некотором смысле это можно спроецировать и на нашу жизнь: Божественное управление определяет направление нашего движения, но устройство наших стоянок на этом пути мы выбираем самостоятельно.

При этом существенно не только то, что для стоянок народа нужны «глаза» - но то, что этими глазами еврейского народа являются те самые не-евреи, которые присоединяются к иудаизму, т.е. Бней Ноах. Это означает, что некоторые аспекты еврейской жизни можно правильно увидеть только со стороны (ниже мы обсудим это подробнее).

Ориентация на Бней Ноах, универсалистский аспект иудаизма, очень важна - без нее народ не может правильно продвигаться. И хотя Божественное управление (Столп облачный) указывают путь, все равно есть необходимость взгляда со стороны - потому что евреи идут не ради самих себя, но для того чтобы быть «светочем для народов мира» (Исайя 42:6), и поэтому необходимо видеть наш путь также и при взгляде со стороны этих народов.

И вот, если пойдешь с нами, то добро, которое Господь сделает нам, мы сделаем тебе: Не мы сами дадим тебе блага, но соучастие в еврейской истории и ее влиянии на мир позволит тебе получишь участь в том, что Господь даст нам. Это тоже гораздо привлекательнее, чем первоначальное предложение. Именно такой подход и сегодня еврейство предлагает для Бней Ноах.

Если пойдешь с нами - И отправились они: По тексту не понятно, принял ли Итро предложение Моисея и идет ли он в конце концов с евреями. Мы знаем из дальнейших книг пророков, что потомки Итро жили в стране Израиля (Суд. 1:16, 4:17, Шмуэль I, 15:6) - из чего, видимо, следует что часть его потомков пошла с евреями, однако Тора не говорит об этом явно. Здесь же главное то, что Итро не взял на себя предложенную ему функцию, - а потому ее берет на себя Моисей, в форме руководства движением Ковчега.

И отправились они от горы Господа на три дня пути: Это было первым переходом, из пустыни Синайской в пустыню Паран, о котором говорилось выше.

И Ковчег завета Господа шел перед ними три дня пути: Это не означает, что «Ковчег находился впереди на расстоянии трех дней пути» (в этом случае связь с Ковчегом, даже визуальная, была бы утеряна), но его смысл: «в течение этих трех дней Ковчег шел непосредственно перед ними».

Когда Ковчег идет перед народом, то это «боевой» порядок движения - и он иной, чем стандартный «походный» порядок, когда Ковчег идет в середине колонны.

В спокойном, стандартном порядке, духовное лидерство может быть «в середине», поддерживая равновесие между различными группами общества. Но в кризисной ситуации передвижение идет в «боевом» порядке, с Ковчегом впереди<ref>Аналогичный порядок движения, с Ковчегом впереди, мы видим при переходе через Иордан, Иеhошуа 3:6. О том, что Ковчег выносили на поле боя, см. Шмуэль 4:3</ref> - т.е. духовное лидерство должно повести за собой, а не оставаться в середине.

Здесь боевой порядок движения связан с тем, что евреи готовы непосредственно входить в Страну и начинать завоевание.

Чтоб усмотреть им место отдыха: Ковчег ищет места для стоянок, потому что Итро (или его сын) не взяли на себя функцию «быть глазами». Стоянки усматривает Ковчег, идущий впереди колонны, но Ковчег движется под управлением Моисея - так что в итоге эти функции берет на себя Моисей.

Как мы упомянули выше, в этом проявляется то, что в эпоху хождения по пустыне Моисей концентрирует в себе все возможные функции управления народом, которые потом подлежат разделению.

И Облако Господа было над ними днем, при движении их из стана: Ковчег идет во главе колонны («боевой порядок» внутреннего духовного руководства), но Облако (Божественное присутствие) находится над всеми ними. Мидраш понимает это также физически: «Облако обеспечивало тень, защищало от жары, чтобы евреи могли идти по пустыне». Т.е народ не был способен передвигаться без Божественной защиты.

И было, когда отправлялся Ковчег в путь, говорил Моше: И пока он не произносил эти слова, Ковчег (и также Облако) не начинали движения.

Передвижение Ковчега впереди народа, вместе с этой торжественной церемонией - устанавливают в национальном сознании понимание завоевания Страны как религиозного действия, необходимого для раскрытия Божественного света человечеству, единства движения народа и Ковчега.

Ковчег передвигается сам, но Моисей дает ему благословение, и этим он управляет движением и стоянками. Способность Моисея к выполнению функции «быть глазами», которую не взял на себя Итро, базируется на его важнейшем качестве - умении посмотреть на ситуацию со стороны, видеть ее шире чем только лишь изнутри еврейского народа. Такой взгляд со стороны проявляется, в частности, в обращениях Моисея к Богу в критических ситуациях Золотого тельца или отчета разведчиков. Доводом Моисея в этих случаях является «Что скажут египтяне? Что подумает человечество?» - и лишь благодаря этому Моисей может спасти еврейский народ.

Видимо, Моисей приобрел это умение «смотреть со стороны» во время жизни в Мидьяне. Мы отмечали выше, что Моисей получил три вида воспитания и образования. С одной стороны, в начальный период жизни он воспитывался в еврейской народе. Когда дочь фараона нашла младенца, она отдала его матери Моисея на время вскармливания, а в то время это два года или даже дольше, и в дальнейшем эта связь не прекратилась (Моисей «выходит к своим братьям»; он знает про Аарона и, видимо, поддерживал с ним контакт; при его возвращении в Египет никто из евреев не удивлен, все знают кем он является).

После еврейского воспитания Моисей получает еще и египетское образование - когда во дворце фараона он взрослеет в статусе члена правящей династии. Именно поэтому Аарон, который был скорее руководителем общины, чем государственным деятелем, не мог стать во главе Исхода. Только у Моисея был государственный взгляд, и поэтому только он мог повести за собой народ.

Третье же свое образование Моисей получил у Итро в Мидьяне<ref>См. «Библейская Динамика» на Исход, п. 5.12.</ref>, и это универсалистский «международный» взгляд кочевников, который видит не только свою страну (как это происходит с земледельцем), но и страны вокруг, с их динамикой. Поэтому Моисей может посмотреть глазами Итро, «священника Мидьянского», взглядом со стороны - и он может осознать не только еврейскую перспективу происходящих событий, но и их универсальный смысл и важность. Соответственно он может просить Бога о прощении еврейского народа - соотносясь с последствиями того или иного действия для народов мира. Если евреи погибнут в пустыне, то окружающие народы настолько неправильно поймут происходящее, что это станет проблемой для всего человечества, а не только внутренне еврейским делом. Всевышний принял этот довод - но надо было быть Моисеем, чтобы уметь видеть мир с такой точки зрения и такой довод сформулировать. Очень важно было научить этому видению еврейский народ и в дальнейшем все человечество, читающее Библейский текст.

(В переводе на современные реалии: для руководством народом нужно иметь не только еврейское образование, но также образование светское, универсальное и международное).

Носителем универсального подхода является также Итро - и именно поэтому ему предлагается быть «глазами еврейского народа», для чего нужно уметь посмотреть на ситуацию со стороны. И когда Итро (или его сын) не взялся осуществлять эту функцию, - Моисей может действовать на универсальном уровне сам, и делает он это через Ковчег. И в этом еще один аспект его величия как Учителя, концентрирующего в себе всю Тору, «Тору Моисея».

И было, когда отправлялся Ковчег в путь, говорил Моше... А когда останавливаться, он говорил: В еврейской литургии при открывании ковчега со свитком Торы и возвращении его на место читают именно эти стихи, уподобляя вынос Торы передвижению Ковчега.

Восстань, Господь, и рассеются враги Твои, и побегут ненавистники Твои от лица Твоего: Враги Израиля являются также врагами Всевышнего.

А когда останавливаться, он говорил: возвратись, Господь, ко множеству тысяч Израиля: Необходимо не только движение вперед - духовно важны также остановки, при которых понимание Божественного присутствия возвращается ко множеству тысяч тех, кто мог потерять ориентиры в процессе движения.

Таким образом, есть два действия: первое это движение, которое состоит в преодолении врагов, - второе это остановка, которая является возвращением к объединению Израиля.

Отметим, что Итро должен был бы указывать не «куда двигаться», а «где и как останавливаться». Связь народов мира с еврейством возникает прежде всего во второй ситуации - не во время войны с врагом, а когда мы располагаемся на стоянке и становится возможным мирное общение. При этом война идет во многом без нашего выбора - а вот как мы располагаемся на стоянках, зависит именно от нас. И важную роль в понимании еврейской перспективы в этом случае несут Бней Ноах, символом которых является Итро.

И было, когда отправлялся Ковчег в путь, говорил Моше: восстань, Господь, и рассеются враги Твои, и побегут ненавистники Твои от лица Твоего. А когда останавливаться, он говорил: возвратись, Господь, ко множеству тысяч Израиля: Этот очень важный отрывок записывается в Свитке Торы особым образом - между двумя увеличенными перевернутыми буквами «нун», как бы «в скобках». Традиция воспринимает эти стихи как нечто законченное, почти самостоятельную книгу в Торе - и тогда текст Торы представляет собой не пять, а семь отдельных книг (Книга Чисел при этом рассматривается как три отдельных книги: от начала до 10:34, данные стихи 10:35-36, и от 11:1 до конца).

Этот отрывок из двух стихов является как бы «Книгой Итро». Моше исполняет здесь не только свою основную функцию, но еще и берет на себя ту роль, от которой отказался Итро: давать советы Богу. Итро не хочет идти по приглашению Моисея, поэтому глазами евреев в пустыне становится Ковчег. И поэтому сразу после отказа Итро в Торе идет отрывок того благословения дороги, которое говорит Моисей при отправлении Ковчега в путь.

На наличии в Торе «Книги Итро» (и далее - пророчества Билама<ref>Числа гл. 22 - 24.</ref>) основывается мидраш, который говорит, что «было три человека (в том поколении), столь высокие по уровню, что через них могла быть дана Тора - Моисей, Итро и Билам; но в конце концов Тора была дана через Моисея». И причина такого выбора не в том, что Моисей наиболее праведный из них (потому что если бы выбор был по этому параметру, то не возникло бы даже предположения что Итро, и тем более Билам, могут составить конкуренцию Моисею). Причина выбора в ином - Тора была дана через Моисея, потому что он смог взять на себя функцию Итро и функцию Билама<ref>Мы обсудим эту историю во второй части комментария к Книге Чисел.</ref>. И поэтому Тора Моисея содержит в себе как «книга Итро» и «пророчество Билама», - Моисей передает нам и то и другое, поскольку он в состоянии взять их позитивные функции на себя.