TEMP:04●13●28-04●13●33 — различия между версиями

Материал из Ежевика-Танах
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «== 10.5. Оклеветание Страны (04:13:28-13:33) == ''' (28) Однако! Ибо силен народ, живущий на земле той, и …»)
 

Текущая версия на 18:54, 5 декабря 2016

10.5. Оклеветание Страны (04:13:28-13:33)

(28) Однако! Ибо силен народ, живущий на земле той, и города укрепленные, весьма большие; также потомков Великана мы видели там.

(29) Амалек живет в южной стороне, а Хетийцы, Иевусеи и Эмореи живут на горе, Ханаанеи же живут при море и на берегах Иордана.

(30) Но Калев успокаивал народ перед Моше, и сказал: непременно взойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее.

(31) Люди же, которые ходили с ним, сказали: не можем мы пойти на народ тот, ибо он сильнее нас.

(32) И распускали между сынами Израиля худую молву о земле, которую осмотрели, говоря: земля, которую проходили мы, чтобы осмотреть ее, - это земля, пожирающая живущих на ней; а весь народ, который видели мы на ней, люди высокорослые.

(33) Там же видели мы исполинов, сынов Великана, из исполинов; и мы были в глазах своих саранчой, и такими же были мы в их глазах.


Однако! Ибо силен народ, живущий на земле той, и города укрепленные, весьма большие; также потомков Великана мы видели там. Амалек живет в южной стороне, а Хетийцы, Иевусеи и Эмореи живут на горе, Ханаанеи же живут при море и на берегах Иордана: Все это описание верно, ложь же здесь состоит в том, что они начинают со слова «Однако!» - эфес, букв. «ничто, ноль», обнуление надежд, «у нас ничего не получится». Страна эта замечательная и великая, но и народ, живущий там, великий - и мы не можем победить его естественным путем. Разведчики были уважаемыми людьми, их логика убедительна для народа, и он решает отказаться от завоевания.

Именно в этот момент разведчики отступили от полученного задания: их просили исследовать связь земли с народом, а не оценивать возможность или невозможность ее завоевания.

Внешне создается впечатление, что причиной ошибки был всего лишь «сбой профессионализма»: нужно было описать социально-экономическую ситуацию, и послали для этого группу экономистов, не разбирающихся в военном деле, а они подменили задание и дали еще и военную оценку.

Но на внутреннем уровне ситуация не такова: разведчики не были «экономистами», они были «глазами народа», они оценивали свое и народа соответствие Стране. И эти глаза сказали: Страна нам не подходит. И они действительно были правы - по отношению к своему поколению.

Выйдя из египетского рабства, евреи попали в полное подчинение к Богу в Пустыне. Здесь им дают еду и кров, приказывают, что делать и куда двигаться, никакой самостоятельности. Такой переход от одного хозяина к другому вполне устраивает их. Но сделать следующий шаг, стать свободными людьми в своей Стране, ответственными сами за себя - они уже не могут.

Руководители колен также понимают, что новые условия жизни в Стране потребуют нового типа элиты, они же будут отодвинуты - и поэтому стремятся, пусть неосознанно, этой смены элит не допустить.

Таким образом, ни верхи, ни низы - не хотят и не могут пойти на завоевание Страны.

Но Калев успокаивал народ перед Моше, и сказал: непременно взойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее: Калев говорил «перед Моисеем», но нам не сказано что говорил сам Моисей! Он присутствует, но молчит, и поэтому Калев набирается нахальства, хуцпа, и вмешивается.

Видимо, проблема Моисея в том, что ему нечего сказать. Разведчики полностью подтвердили мнение о замечательности Страны. Они сказали, что естественным путем Страну завоевать нельзя. И Моисей согласен с ними, однако он-то сам предполагал, что завоевание будет чудесным, и тогда не будет проблем с укрепленными городами и сынами великана. Но он не может объяснить это народу - поскольку сам, послав, разведчиков, согласился с установкой «естественного отношения к Стране», и теперь не может признать ошибку. (В книге Второзакония эта деталь выглядит иначе, и там сам Моисей отвечает - но мы разберем этот второй взгляд на историю разведчиков в комментарии там).

Таким образом, в этой ситуации проявилась проблема самого Моисея. Это не было только ошибкой разведчиков - ни Моисей, ни это поколение не были в состоянии войти в Страну.

Йеhошуа ведет себя менее активно, чем Калев. Обычно объясняется, что Йеhошуа как человек близкий к Моисею, посчитал, что народ будет подозревать его в неискренности, и поэтому дал говорить Калеву. Но это не объясняет мидраш о том, что при их совместном путешествии только Калев пошел в Хеврон прикоснуться к могилам Праотцев, а Йеhошуа не сделал этого - следовательно, стремление Йеhошуа к завоеванию Страны было меньше, чем у Калева.

При этом после смерти Моисея именно Йеhошуа (а не Калев) занял место лидера, и причина этого очевидна: у Йеhошуа, в отличие от Калева, кроме связи со Страной, было еще и полноценное владение Торой, а для завоевания Страны нужны оба эти качества. Однако в ситуации социального столкновения (когда нужно было противостоять остальным разведчикам и народу) вовлечение в Тору уменьшает силу противодействия оппонентам: ведь Тора учит, что по всем вопросам есть много мнений, зачастую сталкивающихся друг с другом, и нельзя так уж абсолютно быть на стороне одной точки зрения, игнорируя другую, поскольку и в ней есть разумное зерно.

Таким образом, у мудреца Торы (даже у сионистского мудреца Торы, каким был Йеhошуа) есть некоторая робость занять однозначную и резкую позицию, и это анава. И поэтому в начале процесса борьбы за завоевание Страны вперед выходит именно «нерелигиозный сионист», Калев<ref>Разумеется, мы не хотим, никоим образом, сказать что «Калев был недостаточно нерелигиозным» - мы хотим лишь отметить, что соотношение Йеhошуа и Калева соответствует соотношению религиозного и не-религиозного направлений в сионизме в последнее столетие.</ref>, который своей хуцпа пробивает дорогу для других.

Но Калев сказал: непременно взойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее: Таким образом, Калев верит в естественное завоевание Страны. А поскольку пока что это оказалось невозможным, Калев выжил в Пустыне и отправился на завоевание Страны через 39 лет. Моисей же полагает, что должно быть чудесное завоевание, но это теперь невозможно в принципе, поскольку, отправив разведчиков, он «переключил» народ и всю ситуацию на естественное завоевание, - и уже не может повернуть все обратно, поэтому он и в будущем не будет участвовать в завоевании Страны.

Возможно, Моисей еще мог бы отыграть ситуацию, сам переключившись на естественное завоевание. Тогда он должен был бы укрепить воинский дух народа и сказать им: «пойдем и завладеем страной, потому что на то воля Всевышнего». Но для этого он должен был овладеть уровнем хуцпа, ведь без нахальства и дерзости вести естественное завоевание невозможно, а это было уже выше сил Моисея.

Люди же, которые ходили с ним, сказали: не можем мы пойти на народ тот, ибо он сильнее нас: Они были правы, их поколение не имело сил естественным путем справиться с обитателями Ханаана. Однако причина этой невозможности была не объективной в жителях Страны, - а субъективной, в них самих, в их позиции и в неверии в победу.

Не можем мы пойти: Буквально «не можем мы подняться» - разведчики не в состоянии подняться на уровень Страны Израиля, и общество следует за ними. Военная же опасность была только предлогом.

Ибо он сильнее нас: По простому смыслу «ханаанский народ сильнее нас», но мидраш дает иной вариант прочтения этих слов: «ханаанский народ сильнее Него», т.е «сильнее Бога». Это аналогично позиции «Страна сильнее Бога»<ref>По сути, именно такой была позиция многих еврейских религиозных анти-сионистских групп в 20 веке.</ref> - т.е. «страсти жизни в свободной стране уведут человека от религиозных ценностей, эта Страна является вызовом столь тяжелым, что нам с ним не справиться». Такая позиция не бессмысленна: разведчики предпочитали оставить народ в «стерильной» пустыне, в учебном заведении под надзором религиозного авторитета, лишь бы не столкнуться с политическими и моральными вызовами свободы в Стране Израиля. Они хотят жить в четко ограниченных рамках, потому что боятся естественной свободной жизни. Однако Божественная цель состоит не в том, чтобы евреи только лишь учили Тору в иешиве - но в том, чтобы реализовать свой потенциал в Стране Израиля. Доводы разведчиков были логичными, но по сути свой неправильными.

И распускали между сынами Израиля худую молву о земле, которую осмотрели: «Худая молва» это не обязательно ложь, - но это подача правды таким образом, чтобы она заведомо была понята неправильно и вызвала отрицательную реакцию.

Говоря: земля, которую проходили мы, чтобы осмотреть ее, - это земля, пожирающая живущих на ней: Мидраш понимает слова разведчиков так: «Где бы мы ни проходили, мы видели жителей, занятых погребением мертвых» - при том что на самом деле Всевышний устроил эти похороны на благо им, чтобы обитатели земли были в трауре и не обращали внимания на разведчиков.

По сути же выражение «земля, пожирающая живущих на ней» утверждает, что сила этой Страны больше, чем сила человека, и если мы поселимся на ней, она поглотит нас.

А весь народ, который видели мы на ней, люди высокорослые: В этой стране могут нормально жить только великаны, простому человеку там жить невозможно – не потому, что там плохо, наоборот, там все хорошо, но настолько ненормально, что простому человеку не справиться с этим. И опять таки, все это в некотором смысле верно, требования Страны Израиля к человеку необычайно высоки. Но при этом ее свойство быть «страной молока и меда», т.е. исправлять поселившихся на ней - дает возможность ншей жизни в Стране даже при несовершенстве еврейского народа.

Там же видели мы исполинов, сынов Великана, из исполинов; и мы были в глазах своих саранчой, и такими же были мы в их глазах: Разведчики не могли знать, как они выглядят в глазах жителей Ханаана, поэтому представление «и такими же были мы в их глазах» было их собственным вымыслом. В отличие от них те два разведчика, которых Йеhошуа послал в Ханаан через 39 лет после этих событий, узнали от самих жителей страны, что те трепещут перед сынами Израиля, и в этом был главный результат их разведки. Таким образом, все зависит от того, как ты сам себя позиционируешь. Если ты принижаешь себя и не чувствуешь своего права на завоевание Страны - ты действительно не сможешь этого сделать.

В сущности, разведчики не обманули народ - они лишь сделали явным тот уровень, на котором народ находился. Главным итогом их разведки было не то, хороша или плоха страна и ее плоды - а то, что люди там громадные, а мы саранча, маленькие человечки. Это позиция смирения, не дающая возможности завоевать Страну. Потому что Страна Израиля не подходит для маленьких людей, она подходит только для больших людей. Народ, чувствующий себя маленьким, завоевать ее не может.