TEMP:01●29●05-01●29●10 — различия между версиями

Материал из Ежевика-Танах
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «== 38.6. Рахель активизирует вмешательство Яакова в жизнь Харана (01:29:05-01:29:10) == '''И он сказал …»)
 

Текущая версия на 09:43, 16 июля 2015

38.6. Рахель активизирует вмешательство Яакова в жизнь Харана (01:29:05-01:29:10)

И он сказал им: «Знаете ли вы Лавана, сына Нахора?» И они сказали: «Знаем».

И сказал он им: «Здравствует ли он?» И они сказали: «Здравствует; и вот, Рахель, дочь его, приходит с овцами».

И сказал он: «Ведь день еще велик, не время собираться скоту: напоите овец и идите, пасите».

Но они сказали: «Не можем, пока не соберутся все стада, и не отвалят камня от устья колодца; тогда будем мы поить овец».

Еще он говорит с ними, а Рахель пришла с овцами, которые у отца ее, потому что она была пастушкой.

И было, когда Яаков увидел Рахель, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Яаков и отвалил камень от устья колодца, и напоил овец Лавана, брата матери своей.

Напоите овец и идите, пасите: Увидев Рахель и почувствовав свою связь с ней, Яаков вдруг ощущает себя вовлеченным в дела Харана. Теперь этот город становится для него не только убежищем от гнева брата, но и домом, пусть и временным. И Яаков начинает вмешиваться в ситуацию, до такой степени, что даже спрашивает у пастухов - почему они не занимаются своей работой, не идут пасти овец. Это, конечно, весьма характерно для евреев – придя в Харан, тут же начинать объяснять его жителям, как им лучше обустроить жизнь в их стране...

Но они сказали: Однако пастухи реагируют на вмешательство вполне спокойно и конструктивно, что свидетельствует, вроде бы, об их готовности выслушать послание Яакова.

Не можем, пока не соберутся все стада, и не отвалят камня от устья колодца; тогда будем мы поить овец: Пастухи согласны с тем, что положение дел в их стране неправильно, - но они относят проблему не к своему недостаточному чувству братства, а к объективным физическим трудностям, нехватке воды.

Подошел Яаков и отвалил камень от устья колодца, и напоил овец Лавана, брата матери своей: Яаков тут же берется за дело и решает проблему: во-первых, его собственных сил хватает на то, чтобы отвалить камень, который обычно поддается только общим усилиям; во-вторых, как сообщает мидраш, после этого воды вдруг оказывается достаточно для всех, больше вообще не нужно закрывать колодец камнем. Яаков, еврейство диаспоры, начинает свою работу по преобразованию окружающего мира, и она очень успешна. Лишь позже выясняется, что проблема состояла вовсе не в физических объективных трудностях, а именно в недостатке братства. И поэтому, несмотря на то благословение, которое Яаков принес жителям Харана, они (в лице «сыновей Лавана») его же и возненавидели. Это, конечно, тоже весьма верно отражает положение еврейского народа в изгнании.

Рахель приходит с овцами То, что Рахель пасет овец, - указывает, в системе ассоциаций Торы, на ее качества лидера, «пастыря». Поэтому в дальнейшем именно Рахель определяет столь много в отношениях в их семье.